Чернова Л.А.,

специалист по реабилитации

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое   количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей младшего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры мало, детям нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств. Раньше во многих семьях существовала чудесная традиция - делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в изготовление, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее. В нашем реабилитационном центре стало традицией – делится с родителями пособиями на различные темы. Многие родители с интересом относятся к нашим предложениям, и используют в домашних условиях. При изготовлении оборудования мы проявили творчество, смекалку, фантазию. Пригождаются и пуговицы, и пробки, крупы, косточки и множество других материалов. Большое внимание уделяем эстетике и привлекательности оборудования. Дети с удовольствием играют в эти игры.

 «Цветные змейки»                                                                                    

Цель: Учить детей правильно называть цвет, согласно сенсорным эталонам. Упражнять в нахождении ленточек идентичного цвета. Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к окружающим.

Пособия: Баночка с отверстиями, ленточки размером 3*25 см желтого, синего, зеленого, красного, белого, оранжевого и черного цветов, пинцет, 4 баночки: первая баночка «Найди и вытяни названный цвет», вторая баночка «Длинный, короткий», третья баночка «Самая широкая, самая узкая», 4 баночка «Найди пару». Дети младшего возраста вытягивают пальчиками, дети старшего возраста пинцетом.                        

 «Геоконт»                                                                                                                  

Пособие: деревянная доска, канцелярские гвоздики, канцелярские цветные резинки, карточки с образцами.                                                                                            

Методические рекомендации: «Геоконт» используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Развивает сенсорные и познавательные способности дошкольников, задействуют зрительный и осязательные анализаторы. Развивается мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление, умение согласовывать свои действия.                                                  Осваивая игру, дети младшего дошкольного возраста просто натягивают резиночки на «гвоздики». Затем конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу. Дети старшего возраста не только могут конструировать геометрические фигуры или предметные формы, но и выполнять более сложные развивающие игровые задания. Олицетворением этого препятствия является натянутая в поле резинка любого цвета.           

«Разноцветные ленточки»                                                                                                           

Дидактическое упражнение «Сверни ленточку»

Описание: к круглым палочкам (катушкам, футлярам от фломастеров) прикрепить разноцветные ленточки и накручивать ленты на палочки. Можно прикреплять к этим лентам прищепки по цветам. Также атласные ленты разной длины и ширины. На концах лент прикреплены футляры от фломастеров.

Задачи: Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами: формировать умение сравнивать ленточки по ширине, длине; активизировать словарь детей: «длинная», «короткая», «короче», «длиннее», «широкая», «узкая», «шире», «уже»; закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

Алгоритм проведения: вместе рассмотреть ленточки. Сначала обратить внимание на цвет, побуждая назвать цвет каждой ленточки; на ширину ленточек, предложить сравнить путём наложения. Затем предложить ребенку научиться сворачивать ленты и показать, как это надо сделать, дать возможность ребёнку попробовать выполнить задание. При этом следить, чтобы сворачивал аккуратно, держа катушки (футляры от фломастеров) двумя руками. После этого пригласите поиграть с ленточками, создавая игровую ситуацию «Кто быстрее свернёт ленточки». Обращая внимание: Кто быстрее   сворачивает ленточки. Обсуждая, почему это происходит. Сравнивать, какая ленточка длиннее, какая короче. Выбрать самую короткую ленточку, самую длинную, самую широкую, самую узкую назвать их цвет.

 Модуль с замочками, стенд для изучения «Бизиборд»

Ребёнок пытается познавать мир, а его оберегают, запрещают или отвлекают от интересной розетки и шкафчика с лекарствами. Каждого взрослого посещают мысли о том, с какого возраста следует знакомить своего малыша с опасными предметами.

Специально для того, чтобы решить подобную дилемму, предлагаем перенести подручные бытовые приспособления на стенд для изучения. Таким образом, ребенок сможет изучать функциональность каждой мелкой детальки, а вы родители перестанете опасаться за их жизнь. Двигая дверные цепочки, кольца от карниза или замок-молнию ребёнок разовьёт мелкую моторику пальцев и изучит заинтересовавшие его вещи. Нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша. Подобное стимулирование благоприятно влияет на интеллектуальное и физическое развитие крохи.

Развивающую доску можно сделать своими руками. По сути это обычная доска, с зафиксированными теми самыми опасными вещами, от которых родителей бросало в дрожь. Например, это могут быть неработающая розетка с вилкой, выключатель, ручки от дверок шкафа или крючок на дверь, кнопка звонка и даже круговой циферблат от старого телефона, т.е. это может быть всё что угодно что можно трогать, двигать, изучать без какой-либо угрозы для жизни. А пока ребёнок занят столь серьёзным делом, мама тоже может уделить себе 10-15 минут свободного времени. Для начала необходимо выбрать основу. Как правило, для этого берут небольшой кусок фанеры, пластика или ламинированный ДСП.                                                                               

Увлекательная игра

Цель пособия: игра с замочками поможет ребенку развить мелкую моторику рук, узнать много нового об окружающем мире, способствует развитию произвольности, познавательной активности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, игровой деятельности, памяти, комбинаторных способностей, абстрактного мышления. Открывая и закрывая замочки, ребенок сам может проверить, все ли правильно он делает. И если что-то не так, то сам сможет исправить свои действия. Выполнение этого принципа очень важно для развития самостоятельности ребенка и его желания учиться. Каждая дверца имеет свой неповторимый замочек и цвет. Открывая дверцу, ребёнок учится пользоваться закрывающим устройством (крючок, шпингалет, щеколда) но и видит за ней картинку рассказать о ней. Также располагаются различные приспособления для развития детей (розетка, выключатель, калькулятор, телефонный аппарат, навесные замки). Ребёнок узнаёт назначение предметов, учится ими манипулировать, расширяет свой кругозор

Развивающий тренажёр из пластиковых бутылок.                                    

Используется тренажёр для развития у детей сенсорных способностей, формирования познавательной активности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности.

Малышей знакомим с цветом, развиваем сенсорную моторику.

Игры по развитию мелкой моторики, которые хочу предложить Вашему вниманию, построены по одному принципу – закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки. Имея несколько панно и много разноцветных крышечек, можно изучать: алфавит, звуковой анализ слова, составлять слова, решать примеры, изучать состав числа до 10, прямой и обратный счет в пределах 10. предложите детям во время работы выполнять некоторые задания.

Предложенные игры, можно использовать, по развитию математических представлений и обучению грамоте, так и в индивидуальной работе с ребенком. Также дети могут самостоятельно играть в них в свое свободное время.

Для игр необходимы разноцветные пробки от пластиковых бутылок и несколько панно с приклеенными на них горлышками от этих бутылок:

– панно в виде “9-этажного домик”, где на “крыше” приклеено одно горлышко, а на каждом “этаже” по два горлышка,

-панно в виде девочки с разноцветными шарами.                                                                     

 «Белье на веревке»

 Предложите ребенку развесить платочки, тряпочки и т.д. на веревку, закрепить прищепками. Можно просто прикрепить прищепки на веревочку по цветам, размерам, форме, передвигать их как косточки на счетах, сосчитать, сколько красных, синих, что изображено на платочке, найди такой же и т.д.

 «Золушка»

 Приготовьте, пустые емкости и пусть ребенок сортирует фасоль, горох, бобы. Точно также можно сортировать крупные пуговицы по цветам, по количеству дырочек и т.д. Для малышей сделайте сухой бассейн из круп, косточек, фасоли, где дети будут купать свои ручки.

Творческая мастерская

Хочу представить вашему вниманию поделки, которые мы делаем своими руками. Можно использовать прием вдавливание круп, семян в пластилин, а можно клеить аппликации. Для этого требуется: картон, пластилин, клей, крупы, семена. Вот такие панно у нас получились.  Желаем вам творческих успехов.

 

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter