Поэтапное выполнение индивидуальных программ медицинской реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями через лечебные физкультурно - оздоровительные мероприятия:

  •  консультации врача – невролога, педиатра, хирурга-ортопеда;
  •  массаж ручной, механический, вакуумный;
  •  ЛФК, адаптивная физическая культура, лечебные костюмы;
  •  физиолечение, водолечение; 
  •  рефлексотерапия;
  •  БОС (опорно-двигательный);
  •  занятия в тренажерном зале;
  •  занятия скандинавской ходьбой.
  •  применение приемов Юмейхо 

Для лечения детей с заболеванием ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата применяются методики:

 ВОЙТА-ТЕРАПИЯ (с 2011 года)

images/voita.pngНачиная с конца 2011 года Самойленко Н.П, медсестра по массажу, внедряет Войта – терапию в реабилитационную программу детей. Принципом Войта-терапии является влияние не только на двигательную сферу, но и на все тело - на сенсорную, вегетативную и психическую системы. Основная задача специалиста методики, - формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка. Для решения этой задачи используются рефлексы ползания и поворота. Их основные феномены влияют на управление телом в целом, его вертикализацию и возможность движения вперед. Войта-терапия, как метод реабилитации детей с двигательными нарушениями, может быть реализован при частом повторении упражнений в течение длительного времени (3-4 раза в день по 20-30 минут на протяжении не менее одного года), и потому Самойленко Н.П. привлекает родителей в процесс реабилитации. Родители проходят период обучения в Центре под ее руководством, как специалиста Войта-терапии, с дальнейшим проведением упражнений дома. Самойленко Н.П. периодически проводит коррекцию комплекса упражнений во время консультаций или повторных курсов реабилитации в Центре.

images/voita1.png

 Несмотря на небольшой период применения Войта методики, можно отметитьположительные результаты в работе Самойленко Н.П., что убедительно доказывает уникальность и эффективность методики, особенно в тех случаях, где стандартный и общепринятый подход не дал необходимого результата.

 

ДИПРОКОР (1995 года).

images/adeli.png

images/adeli2.jpg

Метод ДИПРОКОР (динамическая проприоцептивная коррекция) основана на коррекции с помощью лечебных костюмов «Адели», «Гравистат» афферентного проприоцептивного потока, что в свою очередь вызывает нормализацию нарушений деятельности структур двигательной системы.

 Метод максимально эффективен при условии постоянного движения ребенка во время пребывания его в лечебном костюме.

В ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» данная методика используется с 1995 года с лечебным костюмом «Адели» (с ростом от 140 до 180 см), с 2000 года с рефлекторно-нагрузочным комбинезоном «Гравистат» (для детей от 7 до 18 лет) и с 2012 

года с лечебными костюмами «Гравитон» (от 3 до 7 лет) и «Адели» (рост от 120 до 140 см).

 Применение метода ДИПРОКОР выполняет следующие задачи:

  •  Уменьшение интенсивности или же нейтрализация некоторых основных патологических тонических рефлексов.
  •  Рефлекторную коррекцию патологических мышечных синергий.
  •  Рефлекторную коррекцию порочного положения туловища и нижних конечностей.
  •  Тренировку ослабленных мышц в оптимальном режиме.

 Выработку стереотипа локомоторного акта максимально приближенного к физиологическому.

images/adeli-2.png

images/adeli2-2.png

Также для лечения больных ДЦП используется тренажер Гросса (с 1999 года), который обеспечивает вертикальное положение тела при любой деятельности. Он позволяет снимать нагрузку с опорно-двигательного аппарата, обеспечивает страховку, снимает синдром страха, тренирует пространственную ориентацию. Тренажер Гросса позволяет восстановить подвижность больных после тяжелых спинномозговых травм, различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Тренажер Гросса позволяет обучать больного произвольным движениям и статике, а также решать частичные задачи:

  •  расслаблять мышцы при наличии гипертонуса и гиперкинеза;
  •  стимулировать функции ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах;
  •  содействовать развитию установочных рефлексов, обеспечивающих присаживание, сидение, стояние;
  •  стимулировать рефлексы, на основе которых формируется передвижение (переступание, ходьба).

 Это является необходимым условием для координированной работы опорно-двигательного аппарата, формирования естественной схемы движения и положений тела, т.е. тех основ управления движениями, которые недоступны больному с патологией мышечного тонуса.


 Тренажер Гросса позволяет применять упражнения, направленные на развитие моторики и стабилизацию опороспособности, а также на активизацию подвижности суставов и стимуляцию мышц. При недостаточной функции мышц создаются облегченные условия для их работы, и одновременно тренажер предохраняет ребенка от возможного падения и травм.

 АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (с 2013 года)

Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

 Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивная физкультура в центре активно внедряется с 2013 года через занятия скандинавской ходьбой, танцами, плаванием и спортивными играми (мини-футбол, волейбол, баскетбол).

 

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (с 2012 года)

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы.

ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» - это специализированное учреждение, профилем которого являются заболевания центральной и периферической нервной системы, патология опорно –двигательного аппарата и соматические заболевания. Многолетние наблюдения и опыт позволяют нам внедрить методику биологической обратной связи в индивидуальную программу реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья. Чем уникальна методика – БОС? Ребенок может самостоятельно наблюдать на экране монитора в виде картинок и музыки за своим организмом, за работой легких, мышц и других органов и систем. В обычных условиях эта информация не доступна контролю. Мультимедиа в программе поощряют пациента более яркими красками или более громкой музыкой за правильность выполнения упражнений, предложенных инструктором. Самое главное – ребенок видит свой результат. Появляется стремление к работе, тренировкам. В подсознании ребенка зарождается цель. В этом и выражается биологическая обратная связь.

С целью развития и усовершенствования индивидуальной программы реабилитации учреждением в 2012 году было приобретено специализированное оборудование БОС: для коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата(нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие, контрактуры суставов, врожденная косолапость), для профилактики заболеваний органов дыхания, для профилактики психосоматических расстройств.

  • Программа «Волна» применяется с целью обучения ребенка навыку правильного, оптимального дыхания.
  • Программа «Статус» применяется для профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.
  • Программа «Экватор» предназначена для обучения навыку саморегуляции.

Несмотря на не большой период применения методов биологической обратной связи в нашем учреждении, результаты радуют не только детей. Мамы с удовольствием следят за ходом занятия, запоминая каждое слово и движение инструктора. Ведь одной из важнейших задач является и обучение сопровождающего. Это проводится с целью закрепления и повторения полученных навыков в домашних условиях, а также для применения их в различных жизненных ситуациях.

 

СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА (с 2013 года)

Скандинавская ходьба – это доступный всем вид спорта, представляющий собой занятия на открытом воздухе со специальными палками. Данная техника помогает активизировать до 90% мышц нашего тела. Особенно она полезна тем людям, которым надо решить проблемы опорно-двигательного аппарата.

 С помощью скандинавской ходьбы возможно:

  • уменьшить давление на колени и суставы;
  • улучшить работу сердца и легких;
  • поддержать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела;
  • избавиться от заболеваний шеи и плеч.

 Скандинавская ходьба в центре применяется с 2013 года.

 

           ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ЮМЕЙХО В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ СО СКОЛЕОЗОМ

           Многолетняя практика убеждает в том, что, применяя приемы Юмейхо с классическими приемами медицинского массажа для коррекции сколиозов, более динамично оказывает общее влияние на позвоночник. Эти методичные плавные упражнения позволяют дифференцированно расслабить или стонизировать нужные группы мышц.

 Из опыта работы реабилитационного центра можно сделать вывод, что использование имеющихся, внедрение новых методик в практику работы учреждения позволяет расширить спектр услуг и улучшить качество реабилитационной работы.

 Медико-социальную реабилитацию получают по назначению и на основании диагноза заболевания все дети и подростки.

 

 

 

 

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter