• Для установления контакта опирайтесь на стереотипную игру ребенка или на сенсорные игры.
  • При работе место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало аутичного ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому целесообразно, чтобы педагог и ребенок, садясь за учебный стол, оказывались лицом к стене, а не к комнате, заполнен­ной игрушками и пособиями, и не к двери, которую кто-то может приоткрыть и этим помешать занятию. На самом столе должно находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания для проведения одного конкретного за­нятия. Остальные материалы педагог может держать под рукой или на полке или в ящике, но вне зрительного поля ребенка, и ставить их по мере необходимости, а предыдущие убирать.
  • Во время обучения награждайте ребенка за приложенные усилия, а не за окончание задания. Это противоречит традиционному подходу к обучению. Обычно в школах занятие заканчивается, когда ребенок его завершает. Однако хотя научиться завершению дел очень важно, многие дети не обращают внимание на качество своей работы. Очень часто ребенок кое-как дописывает упражнения в прописях, доделывает поделки, не обращая внимания на цвет или вырезание по линии, после чего получает подкрепление за то, что закончил что-то делать (работа ведь закончена!). Вместо этого, давайте попробуем придумать, как награждать ребенка за его реальные усилия. Например, каждый раз, когда ребенок правильно пишет одну букву в прописи, приклеивайте к этой букве звездочку. Когда у ребенка будет 8 звезд, можно завершить упражнение по письму. Возможно, в результате ребенку будет достаточно написать только одну строчку, либо написать два листа упражнений вместо одного. Если ребенок вышел за линию при вырезании, уберите этот лист и дайте ему другую фигуру, чтобы вырезать. Конечно, при этом нужно учитывать многие другие факторы — достаточно ли часто вы подсказываете ребенку, трудно ли ему выполнить это задание и так далее. Однако очень важно постоянно поощрять качество работы, вместо того, чтобы постоянно поощрять само ее выполнение.

 

  • Перестаньте говорить ребенку, что делать, вместо этого показывайте или помогайте ему. Очень часто, когда у ребенка возникают трудности с задачей, учитель подходит и повторяет инструкцию или даже перефразирует вопрос. Проблема в том, что понимание устной речи — это проблема большинства детей с аутизмом, так что не стоит полагаться на нее, чтобы объяснить новый материал или задание. Например, одному ребенку сказали отметить на графике, сколько у него кубиков разного цвета. Ребенок не приступил к работе, так что учительница подошла к нему, чтобы помочь. Она снова повторила инструкцию и начала задавать ему вопросы вроде: «Сколько у тебя красных кубиков? Где на графике цифра пять? Найди красный карандаш. Теперь закрась эту цифру». Хотя ребенок выполнял каждую из этих инструкций, он нуждался в постоянной помощи взрослого, чтобы продолжать работу. Ситуация изменилась, когда взрослый начал моделировать для него, что делать. Она указала на следующий набор кубиков и начала считать «один, два…» Ребенок сосчитал остальные кубики. Учительница взяла карандаш и поставила в графике точки, повторяя счет. Затем она дала ребенку карандаш и сказала: «Раскрась». Ребенок закрасил нужные квадраты. После демонстрации всей процедуры взрослому больше не нужно было помогать ребенку, который полностью самостоятельно сделал график для следующего цвета. Дети скорее научатся, когда что-то делают, чем когда слушают устные объяснения.

 

  • Не допускайте отсутствие ответа на поставленный вопрос. Очень часто учителя снова и снова повторяют вопрос, если ребенок не отвечает, после чего просто прекращают попытки. Это вполне понятно. Часто кажется, что другого выхода нет. В конце концов, а что вам делать, если вы поздоровались, а ребенок не сказал вам в ответ «привет»? Однако в каждом таком случае вы учите ребенка, что вас можно игнорировать. В поведенческой терапии считается, что ребенок должен быть успешен не менее чем в 80% случаев. Это значит, что если ребенок проигнорировал вопрос один раз, то в следующих четырех случаях он должен на этот вопрос ответить. Как же этого добиться? Один из способов — правильное использование подсказок. Например, если учитель спросил ребенка, что нарисовано на картинке, а ребенок не ответил на вопрос, то учитель должен повторить вопрос и тут же начать отвечать: «Чере…» Учитель даже может подсказать весь ответ целиком: «Кто на картинке? Черепаха». Может быть, ребенок и не смог сам назвать, кто на картинке, но он смог узнать кое-что еще более важное — если ему задают вопрос, ему придется на него ответить. А если ребенок все равно ничего не говорит? Значит нужно изменить формат ответа. Например, не просите сказать, кто на картинке, скажите ребенку: «Покажи черепаху». Опять же, ребенку необходимы подсказки, чтобы гарантировать, что он правильно ответит в 80-100% случаев. Учителя, которые начинают упрощать вопросы, меняют требования к ребенку и начинают чаще подсказывать, часто бывают поражены, когда их «безответный» ученик неожиданно делает большие успехи. 
  • Предоставьте ребенку право решать когда закончить занятие.
  • Повторяйте пройденное снова и снова.
  • Дети с аутизмом нуждаются не только в систематическом обучении навыкам, очень часто они нуждаются в систематическом повторении пройденных навыков. Повторение навыка не только помогает его сохранить, оно также поддерживает мотивацию ребенка, так как у него всегда есть возможность поработать над простыми для него задачами, а не только над новыми и сложными. Повторение пройденного должно планироваться и постепенно уменьшаться (и только тогда, когда ребенок продолжает демонстрировать навык). Например, если ребенок научился различать монеты разного достоинства, он должен поначалу практиковаться различении монет, как минимум, три раза в неделю. Если он продолжает правильно отвечать, то можно повторять монеты один или два раза в неделю, потом через неделю, а потом раз в месяц. Конечно, некоторые навыки ребенок будет осваивать быстрее, чем другие, и время между повторением пройденного тоже может увеличиваться быстрее.
  • В группе постарайтесь организовать ребенку безопасное место, где можно успокоиться. Научите ребенка понимать, когда нужно туда пойти. Это не наказание, а позитивная стратегия.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ГБУ РХ « Саяногорский реабилитационный центр для детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние новости

Спорт без границ (10 спартакиада)!

15.04.2024

Спорт без границ (10 спартакиада)!

    В Саяногорске завершилась 10 юбилейная  Спартакиада среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью  Спартакиады является...
Обзоры Минтруда России лучших практик субъектов Российской  Федерации по отдельным направлениям деятельности

27.03.2024

Обзоры Минтруда России лучших практик субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям деятельности

      Обращаем внимание специалистов и родителей! 1. Библиотека лучших практик Минтруда России, формируемая по итогам ежегодного Всероссийского конкурса профессионального...
Все начинается с семьи

27.02.2024

Все начинается с семьи

      Краеведческий музей - кладезь интереснейших экспонатов и историй, связанных с ними. В рамках проекта «Музей в чемодане»...
Есть такая профессия - Родину защищать!

22.02.2024

Есть такая профессия - Родину защищать!

      В  преддверии Дня защитника Отечества в Саяногорском реабилитационном центре прошло познавательно-игровое мероприятие «Есть такая профессия - Родину...
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter