- Опубликовано: 30 Июнь 2016
Марикуца Ольга Петровна,
учитель-логопед ГБУ РХ
«Саяногорский реабилитационный
центр для детей»
Игровое время
- Организуйте занятие для ребенка и рабочее место, когда Вам нужно чем-то заняться по дому
- Желательно, чтобы ребенок находился рядом, чтобы можно было с ним разговаривать, даже если он молчит
- Постоянно находитесь в процессе занятия ребенка, замечайте, что он делает, комментируйте, периодически подходите и взаимодействуйте с ним
- Обезопасьте игровую территорию от небезопасных предметов
Режим дня
- Выработайте четкий дневной график для Вашего ребенка
- Следите за его соблюдением
Общение
Что вы должны знать.
- Все дети хотят общаться.
- Любой звук, изданный Вашим ребенком – это язык.
- Хотя Вы, возможно, и не понимаете язык своего ребенка, он пытается говорить с Вами.
- Если бы Ваш ребенок мог говорить превосходно, он бы говорил.
- У многих детей трудности с речью из-за проблем с дыханием.
- У многих детей трудности с речью, так как они чересчур чувствительны к повседневным звукам, и это оказывает влияние на их способность найти нужные слова.
- У детей с мозговыми травмами часто наблюдаются трудности с упорядочиванием того, что они хотят сказать.
- Если Вы ждете ответа от ребенка, пожалуйста, дайте ему время, чтобы приготовиться и издать звук или сказать слово.
- Детей с мозговыми травмами расстраивает то, что они не могут общаться, и это может привести к проблемам с поведением.
- Дети, которые еще не могут говорить или ясно говорить, могут общаться, указывая или смотря на написанные варианты.
Что делать.
- Дайте ребенку возможность участвовать во всех разговорах.
- Давайте ребенку выборы ответа в течение всего дня (например, «Ты хочешь яблоко или грушу?»).
- Внимательно слушайте ребенка.
- Дождитесь, пока ребенок ответит.
- Если Ваш ребенок издал звук или произнес слово, - ответьте ему.
- Примите его речь как лучшее, на что он в данный момент способен.
- Если Ваш ребенок еще не может говорить, или у него трудности с речью, предоставьте ему доску вариантов, содержащую написанные варианты, чтобы помочь ему полноценно общаться (например, доска с ДА и НЕТ).
- Если Вы не понимаете ребенка, попытайтесь догадаться, что он говорит, и затем удостоверьтесь, попросив его указать или посмотреть на доску вариантов.
- Обеспечьте тихую среду, чтобы Вам и Вашему ребенку было легче общаться.
- Дайте ребенку достаточно времени, чтобы закончить мысль.
Чего нельзя делать.
- Не игнорируйте ребенка, если он пытается говорить.
- Не позволяйте другим игнорировать ребенка, если он пытается говорить.
- Не прерывайте ребенка, когда он говорит.
- Не просите ребенка повторить то, что Вы сказали.
- Не просите ребенка повторить то, что он сказал.
- Не исправляйте и не критикуйте речь своего ребенка.
- Не просите ребенка говорить в центре внимания. (Например: «Скажи до свидания доктору» или «Прочитай бабушке стишок»).
- Не повторяйте один и тот же вопрос снова и снова. (Например: «Где папа?» или «Сколько тебе лет?»).
- Не имитируйте речь своего ребенка.
- Не торопите ребенка, когда он разговаривает с Вами.
Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научитесь терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир вашего ребенка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны знать, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной "эмоциональной бури". Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.
Любви, терпения и мудрости в воспитании вашего ребенка!