Кошевая Татьяна Семеновна,
педагог дополнительного образования,
МБУДО Центр детского творчества
МО г. Саяногорск
Для человека, занимающегося вокальным творчеством, голос – инструмент, который необходимо развивать всесторонне. Это осуществляется проведением координированной работы голосоведения, артикуляции и дыхания, которое способствует общему укреплению вокального аппарата.
Сегодня я хочу поделиться с вами теми дыхательными методиками, которые использую в своей работе с детьми. На протяжении своей педагогической практики длительные упражнения на дыхание не использую. Почему? Дело в том, что Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, который лежит в основе моей вокальной работы, уже предполагает наличие таких упражнений, которые требуют определенного вдоха и выдоха при их исполнении. Открою вам маленький секрет: все дети, поступающие ко мне в студию, проходят обучение более целесообразному дыханию, которое заключается в следующем:
Постановка корпуса, сидя на краешке стула:
Когда дети освоят это упражнение, усложняю таким образом: выдох происходит постепенно на счет от 1 до 15 и дальше – на развитие более продолжительного выдоха, используемого при пении длинных вокальных фраз.
На первоначальном этапе, на каждом занятии желательно начинать перед разогревом голоса именно с этого упражнения, до тех пор, пока ребенок не научится диафрагменному дыханию. Когда этот прием уже закреплен, можно переходить к смешанному дыханию.
Чтобы снять напряжение перед ответственным конкурсным выступлением нередко использую «методику рыдающего дыхания» Юрия Вилунаса, с которой я вас сейчас познакомлю.
Отличительная особенность методики Юрия Вилунаса – ее исключительная простота и легкость в использовании, так как она максимально приближена к естественному механизму плача и заключается в том, что вдох и выдох осуществляется только ртом. А чтобы дышать правильно, постоянно обеспечивая в организме оптимальный газообмен 3:1, носовой выдох должен быть обязательно продолжительнее вдоха. [2,стр.17]
Такая методика достаточно эффективна и может снять головную и сердечную боль, убрать головокружение, нормализовать давление, сахар в крови. Для снятия любого дискомфорта необходимо выполнить следующую последовательность действий:
Человек рождается со знанием лучшего способа дыхания, если положить ребенка на спину, вы увидите, как его животик постоянно поднимается и опускается, а грудь остается практически неподвижной. Он дышит животом, глубоким диафрагменным дыханием. С возрастом растет нервное напряжение и наши внутренние органы, в том числе и мышцы диафрагмы, начинают все больше и больше напрягаться. Поэтому дыхание переносится на верхнереберное, при этом мы используем легкие всего на 20 %, потому что дышим лишь их верхней частью. Техника дыхания по методу «бодифлекс» предполагает глубокое аэробное дыхание, при котором человек быстро вдыхает и с силой выдыхает, заряжаясь энергией. Для вокальной работы с детьми я использую пять этапов дыхания по методу «бодифлекс»:
Данное упражнение способствует увеличению силы голоса, выносливости и объема легких.
На протяжении нескольких лет применяемые в вокальной практике методики развития дыхания дают положительные результаты: у воспитанников студии увеличивается сила и объем голоса, укрепляется иммунная система организма.
Библиографический список