Печать 

Прекрасная возможность появилась у воспитанников Саяногорского реабилитационного центра приобщиться к русской и хакасской культуре. Тема на сегодняшний день актуальна, так как все дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания.

Музейный урок «Русская горница и хакасская юрта - единение двух культур» в этнокультурном комплексе «ЫМАЙ» для ребят центра провели заведующая отделом Краеведческого музея г.Саяногорска Альбина Владимирова и методист музея Татьяна Попова.


Этнокультурный центр объединяет три культуры - хакасскую, русскую и казачью. С берега Енисея открывается чудесный вид на реку и одну из святынь хакасов - гору Ымай. Комплекс «ЫМАЙ» создан в рамках программы «Территория РУСАЛа» в 2015 году и оформлен в старинном стиле деревянных построек. Деятельность комплекса направлена на знакомство жителей и гостей Республики Хакасия с национальными культурами региона. В рамках грантового проекта на территории музея построены хакасская юрта, русская изба, казачий курень, детская игровая площадка, сцена и смотровая площадка. Главная цель музея под открытым небом – это показать  жизнь людей, их быт, праздники и разнообразные традиции. Кроме того, гости музея теперь могут заходить в жилище и не только смотреть убранство и утварь, но и потрогать предметы быта.

Дети нашего центра впервые побывали в настоящей русской избе, окунулись в атмосферу старинного времени, где встретила их приветливая хозяюшка – Альбина Владимирова. Очень интересно, в игровой форме она провела экскурсию по избе. Ребятишки с огромным интересом рассматривали подлинные предметы быта и прикладного искусства: печь с заслонкой, ухваты и чугунки, домашнюю утварь, прялку, керосиновую лампу, иконы в красном углу, старинные игрушки — все это ребята не только увидели, но еще и потрогали. В крестьянской избе ребятишки ощутили быт не только русского народа, но и казачества, ведь казаки первыми пришли осваивать Сибирь. Экскурсовод рассказала, что избы рубили топорами из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. По ходу экскурсии дети вспоминали русские народные сказки, народные приметы, загадки, учили пословицы и поговорки и играли в народные игры: «Золотые ворота», «Воробьи чирикают», «Гори, гори ясно» и др.

А в хакасской юрте гостей встречала Татьяна Попова. Она подробно остановилась на убранстве хакасской юрты,  рассказав, что традиционным жилищем хакасов-скотоводов была круглая юрта, крытая летом берестой, а зимой – войлоком. Юрты были разборными, потому что хакасы – народ кочевой. Они переселялись с места на место в зависимости от времени года. Начиная с середины XIX в., с переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни, в Хакасии распространяется стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей - агасиб. Именно такая построена в  этнокультурном  комплексе «ЫМАЙ». В центре каждой юрты обязательно находился огонь. На нем готовили пищу, грелись от холода, обогревали жилище. Ребята сравнили посуду, которая  использовалась для приготовления пищи в юрте и русской избе. И если хакасы пользовались в основном, пиалами и котелками, то в русской избе - это ухваты и чугунки,  крынки, кувшины, горшки, кубышки, самовар. Возле юрты ребятишки обратили внимание на березку с разноцветными ленточками. И Татьяна Попова объяснила, что береза считалась священным деревом у хакасов. По хакасским поверьям считалось, что ствол березы - это основной род, ветви - отдельные семьи, листья - члены семьи, а корни, ходившие в землю,  связывали род с предками. До наших дней сохранился один из самых известных хакасских обрядов «Хай Пазын» - повязывание цветных лент «чалама» на священную березу, либо на «сарчын» - специальную священную коновязь. В Хакасии при обряде хай пазын используются три цвета лент: белый - цвет чистоты помыслов, красный - символ достатка и солнечного тепла, синий - связь с космосом и предками.

Делясь впечатлениями от экскурсии, ребята признались, что многие впервые побывали в хакасской юрте. И выразили желание почаще бывать в таком замечательном месте!

Ольга Степанова, педагог-организатор