Прекрасная возможность появилась у воспитанников Саяногорского реабилитационного центра приобщиться к русской и хакасской культуре. Тема на сегодняшний день актуальна, так как все дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания.

Музейный урок «Русская горница и хакасская юрта - единение двух культур» в этнокультурном комплексе «ЫМАЙ» для ребят центра провели заведующая отделом Краеведческого музея г.Саяногорска Альбина Владимирова и методист музея Татьяна Попова.


Этнокультурный центр объединяет три культуры - хакасскую, русскую и казачью. С берега Енисея открывается чудесный вид на реку и одну из святынь хакасов - гору Ымай. Комплекс «ЫМАЙ» создан в рамках программы «Территория РУСАЛа» в 2015 году и оформлен в старинном стиле деревянных построек. Деятельность комплекса направлена на знакомство жителей и гостей Республики Хакасия с национальными культурами региона. В рамках грантового проекта на территории музея построены хакасская юрта, русская изба, казачий курень, детская игровая площадка, сцена и смотровая площадка. Главная цель музея под открытым небом – это показать  жизнь людей, их быт, праздники и разнообразные традиции. Кроме того, гости музея теперь могут заходить в жилище и не только смотреть убранство и утварь, но и потрогать предметы быта.

Дети нашего центра впервые побывали в настоящей русской избе, окунулись в атмосферу старинного времени, где встретила их приветливая хозяюшка – Альбина Владимирова. Очень интересно, в игровой форме она провела экскурсию по избе. Ребятишки с огромным интересом рассматривали подлинные предметы быта и прикладного искусства: печь с заслонкой, ухваты и чугунки, домашнюю утварь, прялку, керосиновую лампу, иконы в красном углу, старинные игрушки — все это ребята не только увидели, но еще и потрогали. В крестьянской избе ребятишки ощутили быт не только русского народа, но и казачества, ведь казаки первыми пришли осваивать Сибирь. Экскурсовод рассказала, что избы рубили топорами из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. По ходу экскурсии дети вспоминали русские народные сказки, народные приметы, загадки, учили пословицы и поговорки и играли в народные игры: «Золотые ворота», «Воробьи чирикают», «Гори, гори ясно» и др.

А в хакасской юрте гостей встречала Татьяна Попова. Она подробно остановилась на убранстве хакасской юрты,  рассказав, что традиционным жилищем хакасов-скотоводов была круглая юрта, крытая летом берестой, а зимой – войлоком. Юрты были разборными, потому что хакасы – народ кочевой. Они переселялись с места на место в зависимости от времени года. Начиная с середины XIX в., с переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни, в Хакасии распространяется стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей - агасиб. Именно такая построена в  этнокультурном  комплексе «ЫМАЙ». В центре каждой юрты обязательно находился огонь. На нем готовили пищу, грелись от холода, обогревали жилище. Ребята сравнили посуду, которая  использовалась для приготовления пищи в юрте и русской избе. И если хакасы пользовались в основном, пиалами и котелками, то в русской избе - это ухваты и чугунки,  крынки, кувшины, горшки, кубышки, самовар. Возле юрты ребятишки обратили внимание на березку с разноцветными ленточками. И Татьяна Попова объяснила, что береза считалась священным деревом у хакасов. По хакасским поверьям считалось, что ствол березы - это основной род, ветви - отдельные семьи, листья - члены семьи, а корни, ходившие в землю,  связывали род с предками. До наших дней сохранился один из самых известных хакасских обрядов «Хай Пазын» - повязывание цветных лент «чалама» на священную березу, либо на «сарчын» - специальную священную коновязь. В Хакасии при обряде хай пазын используются три цвета лент: белый - цвет чистоты помыслов, красный - символ достатка и солнечного тепла, синий - связь с космосом и предками.

Делясь впечатлениями от экскурсии, ребята признались, что многие впервые побывали в хакасской юрте. И выразили желание почаще бывать в таком замечательном месте!

Ольга Степанова, педагог-организатор


Последние новости

Спорт без границ (10 спартакиада)!

15.04.2024

Спорт без границ (10 спартакиада)!

    В Саяногорске завершилась 10 юбилейная  Спартакиада среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью  Спартакиады является...
Обзоры Минтруда России лучших практик субъектов Российской  Федерации по отдельным направлениям деятельности

27.03.2024

Обзоры Минтруда России лучших практик субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям деятельности

      Обращаем внимание специалистов и родителей! 1. Библиотека лучших практик Минтруда России, формируемая по итогам ежегодного Всероссийского конкурса профессионального...
Все начинается с семьи

27.02.2024

Все начинается с семьи

      Краеведческий музей - кладезь интереснейших экспонатов и историй, связанных с ними. В рамках проекта «Музей в чемодане»...
Есть такая профессия - Родину защищать!

22.02.2024

Есть такая профессия - Родину защищать!

      В  преддверии Дня защитника Отечества в Саяногорском реабилитационном центре прошло познавательно-игровое мероприятие «Есть такая профессия - Родину...
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter