- Подробности
- Опубликовано: 01 Июль 2016
Гаран Вита Викторовна,
педагог-психолог
ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»
Термин «аутизм»ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер (1857-1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям и его произвольная организация нарушена.
C 2009 года в Республиканском доме-интернате для детей «Теремок» открыто Отделение дневного пребывания.
Данное Отделение посещает 60 детей с ограниченными возможностями здоровья, из числа которых 13 имеют диагноз — аутизм, что составляет 22% от общего числа детей, посещающих Отделение.
Также имеются статистические различия по половым признакам, где 9 из 13 детей — мальчики, что составляет 70%, и 4 девочки, что составляет соответственно 30%.
С детьми с аутизмом, посещающими Отделение, занимаются воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог и педагог-психолог.
Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога с детьми с аутизмом проходят в комнате Монтессори, темной и светлой сенсорных комнатах.
В темной сенсорной комнате условно выделяются две зоны: релаксационная и активационная. В релаксационную зону входят мягкие покрытия, пуфы с гранулами, маты, подушечки, а сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, коллекция релаксационной музыки. Активационная зона оснащена оборудованием со светооптическими и звуковыми эффектами: пузырьковая колонна, сухой душ, проекторы, настенное интерактивное панно «Звездное небо», сенсорная тропа, массажные мячики и т.д. Занятия с детьми с аутизмом проводятся в обеих зонах в зависимости от задач занятия или запроса родителей.
Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры с массажными мячами и снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию.
В условиях темной сенсорной комнаты используются направленные потоки информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Опыт коррекционно-развивающей работы показывает, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений влияет на эмоциональное, познавательное и двигательное развитие ребенка с аутизмом.
Таким образом, занятия в темной сенсорной комнате помогают коррекции и развитию активных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, гностических функций, зрительно-моторной координации и стабилизации эмоционально-волевой сферы детей с аутизмом.
Как говорилось ранее, коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога проводятся также в светлой сенсорной комнате и комнате Монтессори. Хотелось бы отметить, что обе комнаты оборудованы согласно принципам педагогики Марии Монтессори.
В частности, комната Монтессори условно разделена на несколько зон:
- зона упражнений в практической жизни,
- сенсорная зона,
- зона с развивающими играми и пособиями.
Зона упражнений в практической жизни оснащена большим набором для практической жизни, мини-магазином, подставкой с различными видами застежек, крючков и шнуровок. Занятия в данной зоне способствуют постепенному овладению детьми с аутизмом практическими навыками, развитию мелкой моторики и познавательных функций.
Сенсорная зона представлена тактильным набором, сенсорной тропой, световым планшетом, массажными мячиками, настенными модулями и музыкальным уголком. Занятия с детьми с аутизмом в сенсорной зоне способствуют развитию моторных и гностических функций, познавательной активности и зрительно-моторной координации.
Зона с развивающими играми и пособиями представлена такими дидактическими играми как логические блоки Дьенеша, конструкторы, сортировщики, часы, кукольный домик, настенные модули. Также в комнате Монтессори имеется образовательный набор «Дары Фребеля», соответствующим всем образовательным областям согласно ФГОС при работе с детьми дошкольного возраста. Занятия с детьми с аутизмом в данной зоне способствуют развитию всех когнитивных процессов, моторных функций, творческих способностей социально-коммуникативных навыков и познавательного интереса.
Также стоит отметить, несколько общих особенностей проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с аутизмом:
- Выбор методов, а также помещений для занятий осуществляется при условии отсутствия противопоказаний. Так, наличие некоторых сопутствующих заболеваний ограничивает использование интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.
- Занятия проводятся с учетом физического и психоэмоционального состояния ребенка с аутизмом. Например, в период адаптации ребенка к новым условиям - при поступлении в Отделение, занятия могут проводиться в группах с вариативностью продолжительности занятия.
- Для более успешной адаптации детей с аутизмом во время проведения занятий имеет место соблюдение определенных ритуалов, например, присутствие на занятии значимой игрушки для ребенка или взаимодействие с ней.
- Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с аутизмом.
Также важной особенностью деятельности педагога-психолога является сопровождение семьи, имеющей ребенка с аутизмом. Сопровождение семей осуществляется как посредством стендовых консультаций при наличии актуального запроса от нескольких родителей разных групп, так и индивидуальных консультаций родителей, согласно более узким запросам по воспитанию детей с аутизмом. Также в деятельности имеется опыт разработки для родителей индивидуальных рекомендаций с пошаговым освоением ребенком практических навыков в домашних условиях.
Таким образом, деятельность педагога-психолога с детьми с аутизмом имеет свою специфику и определенные особенности, которые необходимо учитывать в организации коррекционно-развивающего процесса. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с аутизмом носит системный, комплексный и продолжительный характер, ввиду постепенного и длительного овладения детьми необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Библиографический список:
Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
- Подробности