Гаран Вита Викторовна,

педагог-психолог

ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»

Термин «аутизм»ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер (1857-1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям и его произвольная организация нарушена.

 

C 2009 года в Республиканском доме-интернате для детей «Теремок» открыто Отделение дневного пребывания.

Данное Отделение посещает 60 детей с ограниченными возможностями здоровья, из числа которых 13 имеют диагноз — аутизм, что составляет 22% от общего числа детей, посещающих Отделение.

Также имеются статистические различия по половым признакам, где 9 из 13 детей — мальчики, что составляет 70%, и 4 девочки, что составляет соответственно 30%.

С детьми с аутизмом, посещающими Отделение, занимаются воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог и педагог-психолог.

Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога с детьми с аутизмом проходят в комнате Монтессори, темной и светлой сенсорных комнатах.

В темной сенсорной комнате условно выделяются две зоны: релаксационная и активационная. В релаксационную зону входят мягкие покрытия, пуфы с гранулами, маты, подушечки, а сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, коллекция релаксационной музыки. Активационная зона оснащена оборудованием со светооптическими и звуковыми эффектами: пузырьковая колонна, сухой душ, проекторы, настенное интерактивное панно «Звездное небо», сенсорная тропа, массажные мячики и т.д. Занятия с детьми с аутизмом проводятся в обеих зонах в зависимости от задач занятия или запроса родителей.

Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры с массажными мячами и снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию.

В условиях темной сенсорной комнаты используются направленные потоки информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Опыт коррекционно-развивающей работы показывает, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений влияет на эмоциональное, познавательное и двигательное развитие ребенка с аутизмом.

Таким образом, занятия в темной сенсорной комнате помогают коррекции и развитию активных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, гностических функций, зрительно-моторной координации и стабилизации эмоционально-волевой сферы детей с аутизмом.

Как говорилось ранее, коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога проводятся также в светлой сенсорной комнате и комнате Монтессори. Хотелось бы отметить, что обе комнаты оборудованы согласно принципам педагогики Марии Монтессори.

В частности, комната Монтессори условно разделена на несколько зон:

  1. зона упражнений в практической жизни,
  2. сенсорная зона,
  3. зона с развивающими играми и пособиями.

Зона упражнений в практической жизни оснащена большим набором для практической жизни, мини-магазином, подставкой с различными видами застежек, крючков и шнуровок. Занятия в данной зоне способствуют постепенному овладению детьми с аутизмом практическими навыками, развитию мелкой моторики и познавательных функций.

Сенсорная зона представлена тактильным набором, сенсорной тропой, световым планшетом, массажными мячиками, настенными модулями и музыкальным уголком. Занятия с детьми с аутизмом в сенсорной зоне способствуют развитию моторных и гностических функций, познавательной активности и зрительно-моторной координации.

Зона с развивающими играми и пособиями представлена такими дидактическими играми как логические блоки Дьенеша, конструкторы, сортировщики, часы, кукольный домик, настенные модули. Также в комнате Монтессори имеется образовательный набор «Дары Фребеля», соответствующим всем образовательным областям согласно ФГОС при работе с детьми дошкольного возраста. Занятия с детьми с аутизмом в данной зоне способствуют развитию всех когнитивных процессов, моторных функций, творческих способностей социально-коммуникативных навыков и познавательного интереса.

Также стоит отметить, несколько общих особенностей проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с аутизмом:

  1. Выбор методов, а также помещений для занятий осуществляется при условии отсутствия противопоказаний. Так, наличие некоторых сопутствующих заболеваний ограничивает использование интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.
  2. Занятия проводятся с учетом физического и психоэмоционального состояния ребенка с аутизмом. Например, в период адаптации ребенка к новым условиям - при поступлении в Отделение, занятия могут проводиться в группах с вариативностью продолжительности занятия.
  3. Для более успешной адаптации детей с аутизмом во время проведения занятий имеет место соблюдение определенных ритуалов, например, присутствие на занятии значимой игрушки для ребенка или взаимодействие с ней.
  4. Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с аутизмом.

Также важной особенностью деятельности педагога-психолога является сопровождение семьи, имеющей ребенка с аутизмом. Сопровождение семей осуществляется как посредством стендовых консультаций при наличии актуального запроса от нескольких родителей разных групп, так и индивидуальных консультаций родителей, согласно более узким запросам по воспитанию детей с аутизмом. Также в деятельности имеется опыт разработки для родителей индивидуальных рекомендаций с пошаговым освоением ребенком практических навыков в домашних условиях.

Таким образом, деятельность педагога-психолога с детьми с аутизмом имеет свою специфику и определенные особенности, которые необходимо учитывать в организации коррекционно-развивающего процесса. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с аутизмом носит системный, комплексный и продолжительный характер, ввиду постепенного и длительного овладения детьми необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Библиографический список:

 

Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

Последние новости

Спорт без границ (10 спартакиада)!

15.04.2024

Спорт без границ (10 спартакиада)!

    В Саяногорске завершилась 10 юбилейная  Спартакиада среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью  Спартакиады является...
Обзоры Минтруда России лучших практик субъектов Российской  Федерации по отдельным направлениям деятельности

27.03.2024

Обзоры Минтруда России лучших практик субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям деятельности

      Обращаем внимание специалистов и родителей! 1. Библиотека лучших практик Минтруда России, формируемая по итогам ежегодного Всероссийского конкурса профессионального...
Все начинается с семьи

27.02.2024

Все начинается с семьи

      Краеведческий музей - кладезь интереснейших экспонатов и историй, связанных с ними. В рамках проекта «Музей в чемодане»...
Есть такая профессия - Родину защищать!

22.02.2024

Есть такая профессия - Родину защищать!

      В  преддверии Дня защитника Отечества в Саяногорском реабилитационном центре прошло познавательно-игровое мероприятие «Есть такая профессия - Родину...
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter