На определенном этапе развития большинство детей начинают подражать взрослым, копировать их действия и проявлять активный интерес к «настоящим» предметам. Ниже предлагаем Вам игры, которые помогут малышу научиться пользоваться окружающими предметами самостоятельно. Они улучшают координацию движений и согласованность работы рук, развивают мелкую моторику. Игры могут быть специальным упражнением, частью сюжетной игры, а могут стать частью повседневной жизни ребенка. Некоторые из этих игр, скорее всего, знакомы родителям, которые посещают со своими детьми Монтессори группы. Независимо от того, в какой ситуации они используются, важно, чтобы они были интересны ребенку и приносили радость и ему, и взрослому.
• Перекладывание ложкой
Цели: запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, тренировка пальцев и запястья; развитие самостоятельности. Необходимы: 2 пиалы, одна из которых наполнена крупой (чечевицей, гречкой, манкой или др.); деревянная глубокая ложка.
В процессе игры ребенок учится придерживать емкость одной рукой, другой - набирать в ложку крупу. Он высыпает из ложки в емкость, контролируя движение. Обучается перекладывать слева направо (это пригодится, когда малыш начнет учиться писать). В быту можно перекладывать крупу из одной емкости в другую (например, из пакета в емкость для сыпучих продуктов), сахар - из сахарницы в чашку (заодно полезно посчитать, сколько ложек).
В сюжетной игре можно «варить» кукле кашу, раскладывать ее по тарелочкам. Пересыпание зерен из кувшина в другую емкость
Цели: те же, что и в предыдущей игре, плюс подготовка к умению переливать воду. Необходимы: кувшин и вторая емкость (ведерко, миска и т. д.) с прочными ручками, за которые удобно держаться; зерна.
• Переливание воды
Переливание воды из чайника в чашку
Необходимы: маленький заварочный чайник, чашка, губка.
Малыш учится переливать воду из чайника в чашку, при этом также развивается координация движений и согласованная работа рук: наклоняя чайник или кувшин одной рукой, необходимо его придерживать второй рукой. Можно разливать настоящие напитки членам семьи, можно поиграть в «кукольное чаепитие».
Все малыши любят играть с водяной мельницей. Разрешите ребенку самому выливать водичку из стаканчика в воронку мельницы.
• Мытье стола и выжимание губки Цель: развитие силы рук и пальчиков.
Необходимы: губка средней величины, рассчитанная на ручку ребенка.
Часто после игры с водой, красками на столе остаются «лужи».
Покажите ребенку, как надо вытирать стол, промакивать губкой мокрые места. Пусть малыш отожмет губку над раковиной или небольшим тазиком.
Конечно, такой опыт можно применять и в быту: вытирать стол после обеда, отжимать губку после мытья посуды и т. д.
Мытье посуды также развивает координацию движений и согласованную работу рук: в одной ручке у малыша тарелка, другой он держит губку и делает круговые движения. Очень непростая задача!
• Чистка лука
Цель: развитие ловкости пальчиков.
Необходимы: луковица с шелухой. Покажите ребенку очищенную луковицу и луковицу в шелухе.
Предложите малышу очистить луковицу. Ребенок держит луковицу в одной руке, пальчиками другой берется за край шелухи и снимает ее с луковицы. Помогите малышу, поворачивая луковицу.
С детишками постарше можно очищать вареные яйца (постучать яичком по столу, затем снимать скорлупу).
• Прищепки в корзинке
Цель: развитие одновременного захвата тремя пальчиками (большим,
указательным, средним).
Необходимы: корзинка или коробочка с тонким краем; прищепки.
Сначала ребенок учится снимать прищепку. Многие дети сначала просто стягивают прищепку. Помогите ребенку захватить прищепку пальчиками, нажать и снять ее с края корзинки, придерживая корзинку второй рукой. Возможно, на первых порах вам придется производить действия вместе с малышом. Корзинку или коробочку на начальных этапах использовать удобнее, чем веревку: она жесткая, что облегчает задачу. Когда ребенок сможет правильно снимать прищепку, учите надевать ее на край коробки. Чтобы было интересней, прицепите прищепкой ленточки или кусочки яркой бумаги. К краю толстого картона можно прикрепить рисунки, фотографии.
Если ребенок не испытывает затруднений, учите его снимать прищепки с веревки и надевать на нее.
• Ножницы
Цель: научить ребенка разрезать полоску бумаги на части.
Необходимы: коробка; ножницы с тупыми концами; несколько полос толстой цветной бумаги (на некоторых из них отмечены линии отреза, что помогает нацелиться и сделать более точное движение).Одной рукой малыш держит полоску, другой делает движение ножницами. Для обучения удобнее использовать неширокую полоску, потому что для разрезания ребенку достаточно сделать не несколько движений подряд, а всего одно. Один «чик» - и кусочек отрезан! Таким образом можно нарезать бумагу для аппликации-мозаики (маленькие кусочки наклеиваются внутри контура рисунка).
• Затачивание карандаша
Цели: контроль и координация движений; развитие самостоятельности; тренировка пальцев и запястья.
Необходимы: точилка для карандашей; 2 карандаша; чашечка для стружки; поднос. Ребенок держит в одной ручке точилку, другой вставляет в нее карандаш и поворачивает его.
Подбирая карандаши для рисования, обращайте внимание ребенка на то, острый карандаш или тупой (можно попробовать пальчиком). Предложите ему поточить карандаши.
Другие игры с бытовыми предметами
• Перекладывание шариков
Цель: развитие координации, согласованной работы рук.
Необходимы: две миски (пустая и с водой), ситечко с ручкой, несколько пластмассовых шариков для пинг-понга.Шарики плавают в миске с водой. Малыш достает их из воды
ситечком. Одной рукой он придерживает край емкости с водой, другой ситечком ловит шарики и складывает их в пустую миску.В эту игру можно играть в ванной.
• Прятки в крупе
Цели: развитие чувствительности рук, подвижности пальчиков.
Необходимы: большая глубокая миска (тазик), наполненная манкой, и несколько небольших игрушек.На глазах у ребенка спрячьте игрушку в крупу и затем попросите
найти. Можно просто искать игрушки, можно просить малыша найти конкретную (тогда ему придется ощупывать каждую игрушку, прежде чем достать нужную). Можно подбирать парные игрушки: «У меня машинка. Найди такую же».
• Кораблики
Цели: развитие выдоха, тренировка ловкости и точности движений рук. Необходимы: половинки скорлупы грецкого ореха с кусочком пластилина внутри либо разрезанные надвое вдоль пробки от шампанского или другой «плавучий» материал (это сам кораблик); зубочистки, продетые в небольшие листочки бумаги (это парус). Детям
постарше можно предложить сделать кораблик самостоятельно.
Кораблики можно пускать в небольшом тазике с водой. Тазик поставьте повыше, на уровне груди ребенка, чтобы ему было удобнее дуть.Поставить кораблик на воду не так уж просто. Научите ребенка
делать это не торопясь и аккуратно. Дуйте на парус, заставляя кораблик двигаться. Можно устроить соревнование: чей кораблик быстрее доплывет до «берега» - мамин или Ванин.
• Куличики
Цель: развитие точности и координации движений, согласованной работы рук; стимуляция творчества.
Необходимы: ведерко, совок, формочки, песок.
Игры с песком приносят детям много радости. Помогите ребенку набрать совком песок, ссыпать его в ведерко. Наполнив ведеркодо конца, переверните и снимите его с куличика. Старшие дети могут
попробовать делать это самостоятельно (для начала можно делать
куличики из формочек). Предложите ребенку украсить куличик веточками,
цветочками, камушками или ракушками.
• Рисование на песке, манке
Цель: развитие мелкой моторики, творческой инициативы; подготовка руки к письму.
Удобнее всего рисовать на мокром песке: остается четкий след.
Линии можно проводить пальчиками, палочкой или редким
гребешком. Получившиеся линии можно украсить, выложив мелкими камушками, ракушками.
В домашних условиях можно использовать поднос с приподнятым краем. Манку насыпать нужно слоем не меньше 1 см.
• Зелень для салата
Цель: развитие самостоятельности и мелкой моторики.
Когда вы готовите салат, предложите малышу накрошить туда зелень. В одной ручке он будет держать пучок, пальчиками другой отрывать небольшие листочки, веточки и бросать их в салат.
• Подбор пар
Подбор пар - игра, которую часто предлагают на индивидуальных занятиях. Играйте с ботинками, носочками и другой одеждой, когда собираетесь на улицу; ложками, салфетками - когда накрываете на стол; игрушками - когда наводите порядок в комнате.
• Смешивание акварели (для старших детей с хорошо развитой тонкой моторикой)
Цели: развитие тонкой моторики; концентрация внимания; развитие чувства цвета и наблюдательности.
Необходимы: небольшие баночки с водой; три баночки с растворами акварели основных цветов (красного, синего, желтого); пипетка (можно использовать колпачок с пипеткой от капель для носа).
Научите ребенка набирать пипеткой раствор, капать в водичку. В одну баночку капайте несколько цветов - в воде получатся красивые цветные разводы. Можно увидеть, как смешиваются цвета.
Материал подготовили педагоги-психологи ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»:
Буслаева Е.О., Белозерцева М.П.
655600 Республика Хакасия, г. Саяногорск,
Центральный м-он, дом 5