На определенном этапе развития большинство детей начинают подражать взрослым, копировать их действия и проявлять активный интерес к «настоящим» предметам. Ниже предлагаем Вам игры, которые помогут малышу научиться пользоваться окружающими предметами самостоятельно. Они улучшают координацию движений и согласованность работы рук, развивают мелкую моторику. Игры могут быть специальным упражнением, частью сюжетной игры, а могут стать частью повседневной жизни ребенка. Некоторые из этих игр, скорее всего, знакомы родителям, которые посещают со своими детьми Монтессори группы. Независимо от того, в какой ситуации они используются, важно, чтобы они были интересны ребенку и приносили радость и ему, и взрослому.

•  Перекладывание ложкой

Цели: запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, тренировка пальцев и запястья; развитие самостоятельности. Необходимы: 2 пиалы, одна из которых наполнена крупой (чечевицей, гречкой, манкой или др.); деревянная глубокая ложка.

В процессе игры ребенок учится придерживать емкость одной рукой, другой - набирать в ложку крупу. Он высыпает из ложки в емкость, контролируя движение. Обучается перекладывать слева направо (это пригодится, когда малыш начнет учиться писать). В быту можно перекладывать крупу из одной емкости в другую (например, из пакета в емкость для сыпучих продуктов), сахар - из сахарницы в чашку (заодно полезно посчитать, сколько ложек).

В сюжетной игре можно «варить» кукле кашу, раскладывать ее по тарелочкам. Пересыпание зерен из кувшина в другую емкость

Цели: те же, что и в предыдущей игре, плюс подготовка к умению переливать воду. Необходимы: кувшин и вторая емкость (ведерко, миска и т. д.) с прочными ручками, за которые удобно держаться; зерна.

•  Переливание воды

Переливание воды из чайника в чашку

Необходимы: маленький заварочный чайник, чашка, губка.

Малыш учится переливать воду из чайника в чашку, при этом также развивается координация движений и согласованная работа рук: наклоняя чайник или кувшин одной рукой, необходимо его придерживать второй рукой. Можно разливать настоящие напитки членам семьи, можно поиграть в «кукольное чаепитие».

Все малыши любят играть с водяной мельницей. Разрешите ребенку самому выливать водичку из стаканчика в воронку мельницы.

•  Мытье стола и выжимание губки Цель: развитие силы рук и пальчиков.

Необходимы: губка средней величины, рассчитанная на ручку ребенка.

Часто после игры с водой, красками на столе остаются «лужи».

Покажите ребенку, как надо вытирать стол, промакивать губкой мокрые места. Пусть малыш отожмет губку над раковиной или небольшим тазиком.

Конечно, такой опыт можно применять и в быту: вытирать стол после обеда, отжимать губку после мытья посуды и т. д.

Мытье посуды также развивает координацию движений и согласованную работу рук: в одной ручке у малыша тарелка, другой он держит губку и делает круговые движения. Очень непростая задача!

•   Чистка лука

Цель: развитие ловкости пальчиков.

Необходимы: луковица с шелухой. Покажите ребенку очищенную луковицу и луковицу в шелухе.

Предложите малышу очистить луковицу. Ребенок держит луковицу в одной руке, пальчиками другой берется за край шелухи и снимает ее с луковицы. Помогите малышу, поворачивая луковицу.

С детишками постарше можно очищать вареные яйца (постучать яичком по столу, затем снимать скорлупу).

•   Прищепки в корзинке

Цель:      развитие одновременного захвата тремя пальчиками (большим,

указательным, средним).

Необходимы: корзинка или коробочка с тонким краем; прищепки.

Сначала ребенок учится снимать прищепку. Многие дети сначала просто стягивают прищепку. Помогите ребенку захватить прищепку пальчиками, нажать и снять ее с края корзинки, придерживая корзинку второй рукой. Возможно, на первых порах вам придется производить действия вместе с малышом. Корзинку или коробочку на начальных этапах использовать удобнее, чем веревку: она жесткая, что облегчает задачу. Когда ребенок сможет правильно снимать прищепку, учите на­девать ее на край коробки. Чтобы было интересней, прицепите прищепкой ленточки или кусочки яркой бумаги. К краю толстого картона можно прикрепить рисунки, фотографии.

Если ребенок не испытывает затруднений, учите его снимать прищепки с веревки и надевать на нее.

•   Ножницы

Цель: научить ребенка разрезать полоску бумаги на части.

Необходимы: коробка; ножницы с тупыми концами; несколько полос толстой цветной бумаги (на некоторых из них отмечены линии отреза, что помогает нацелиться и сделать более точное движение).Одной рукой малыш держит полоску, другой делает движение ножницами. Для обучения удобнее использовать неширокую полоску, потому что для разрезания ребенку достаточно сделать не несколько движений подряд, а всего одно. Один «чик» - и кусочек отрезан! Таким образом можно нарезать бумагу для аппликации-мозаики (маленькие кусочки наклеиваются внутри контура рисунка).

•  Затачивание карандаша

Цели: контроль и координация движений; развитие самостоятельности; тренировка пальцев и запястья.

Необходимы: точилка для карандашей; 2 карандаша; чашечка для стружки; поднос. Ребенок держит в одной ручке точилку, другой вставляет в нее карандаш и поворачивает его.

Подбирая карандаши для рисования, обращайте внимание ребенка на то, острый карандаш или тупой (можно попробовать пальчиком). Предложите ему поточить карандаши.

Другие игры с бытовыми предметами

•  Перекладывание шариков

Цель: развитие координации, согласованной работы рук.

Необходимы: две миски (пустая и с водой), ситечко с ручкой, несколько пластмассовых шариков для пинг-понга.Шарики плавают в миске с водой. Малыш достает их из воды

ситечком. Одной рукой он придерживает край емкости с водой, другой ситечком ловит шарики и складывает их в пустую миску.В эту игру можно играть в ванной.

•  Прятки в крупе

Цели: развитие чувствительности рук, подвижности пальчиков.

Необходимы: большая глубокая миска (тазик), наполненная ман­кой, и несколько небольших игрушек.На глазах у ребенка спрячьте игрушку в крупу и затем попросите

найти. Можно просто искать игрушки, можно просить малыша найти конкретную (тогда ему придется ощупывать каждую игрушку, прежде чем достать нужную). Можно подбирать парные игрушки: «У меня машинка. Найди такую же».

•  Кораблики

Цели: развитие выдоха, тренировка ловкости и точности движений рук. Необходимы: половинки скорлупы грецкого ореха с кусочком пластилина внутри либо разрезанные надвое вдоль пробки от шампанского или другой «плавучий» материал (это сам кораблик); зубочистки, продетые в небольшие листочки бумаги (это парус). Детям

постарше можно предложить сделать кораблик самостоятельно.

Кораблики можно пускать в небольшом тазике с водой. Тазик поставьте повыше, на уровне груди ребенка, чтобы ему было удобнее дуть.Поставить кораблик на воду не так уж просто. Научите ребенка

делать это не торопясь и аккуратно. Дуйте на парус, заставляя кораблик двигаться. Можно устроить соревнование: чей кораблик быстрее доплывет до «берега» - мамин или Ванин.

•  Куличики

Цель: развитие точности и координации движений, согласованной работы рук; стимуляция творчества.

Необходимы: ведерко, совок, формочки, песок.

Игры с песком приносят детям много радости. Помогите ребенку набрать совком песок, ссыпать его в ведерко. Наполнив ведеркодо конца, переверните и снимите его с куличика. Старшие дети могут

попробовать делать это самостоятельно (для начала можно делать

куличики из формочек). Предложите ребенку украсить куличик веточками,

цветочками, камушками или ракушками.

•   Рисование на песке, манке

Цель: развитие мелкой моторики, творческой инициативы; подготовка руки к письму.

Удобнее всего рисовать на мокром песке: остается четкий след.

Линии можно проводить пальчиками, палочкой или редким

гребешком. Получившиеся линии можно украсить, выложив мелкими камушками, ракушками.

В домашних условиях можно использовать поднос с приподнятым краем. Манку насыпать нужно слоем не меньше 1 см.

•   Зелень для салата

Цель: развитие самостоятельности и мелкой моторики.

Когда вы готовите салат, предложите малышу накрошить туда зелень. В одной ручке он будет держать пучок, пальчиками другой отрывать небольшие листочки, веточки и бросать их в салат.

•   Подбор пар

Подбор пар - игра, которую часто предлагают на индивидуальных занятиях. Играйте с ботинками, носочками и другой одеждой, когда собираетесь на улицу; ложками, салфетками - когда накрываете на стол; игрушками - когда наводите порядок в комнате.

•   Смешивание акварели (для старших детей с хорошо развитой тонкой моторикой)

Цели: развитие тонкой моторики; концентрация внимания; развитие чувства цвета и наблюдательности.

Необходимы: небольшие баночки с водой; три баночки с растворами акварели основных цветов (красного, синего, желтого); пипетка (можно использовать колпачок с пипеткой от капель для носа).

Научите ребенка набирать пипеткой раствор, капать в водичку. В одну баночку капайте несколько цветов - в воде получатся красивые цветные разводы. Можно увидеть, как смешиваются цвета.

Материал подготовили педагоги-психологи ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»:

Буслаева Е.О., Белозерцева М.П.

655600 Республика Хакасия, г. Саяногорск,

Центральный м-он, дом 5

 

 

Последние новости

Спорт без границ (10 спартакиада)!

15.04.2024

Спорт без границ (10 спартакиада)!

    В Саяногорске завершилась 10 юбилейная  Спартакиада среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью  Спартакиады является...
Обзоры Минтруда России лучших практик субъектов Российской  Федерации по отдельным направлениям деятельности

27.03.2024

Обзоры Минтруда России лучших практик субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям деятельности

      Обращаем внимание специалистов и родителей! 1. Библиотека лучших практик Минтруда России, формируемая по итогам ежегодного Всероссийского конкурса профессионального...
Все начинается с семьи

27.02.2024

Все начинается с семьи

      Краеведческий музей - кладезь интереснейших экспонатов и историй, связанных с ними. В рамках проекта «Музей в чемодане»...
Есть такая профессия - Родину защищать!

22.02.2024

Есть такая профессия - Родину защищать!

      В  преддверии Дня защитника Отечества в Саяногорском реабилитационном центре прошло познавательно-игровое мероприятие «Есть такая профессия - Родину...
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter