• Для установления контакта опирайтесь на стереотипную игру ребенка или на сенсорные игры.
  • При работе место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало аутичного ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому целесообразно, чтобы педагог и ребенок, садясь за учебный стол, оказывались лицом к стене, а не к комнате, заполнен­ной игрушками и пособиями, и не к двери, которую кто-то может приоткрыть и этим помешать занятию. На самом столе должно находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания для проведения одного конкретного за­нятия. Остальные материалы педагог может держать под рукой или на полке или в ящике, но вне зрительного поля ребенка, и ставить их по мере необходимости, а предыдущие убирать.
  • Во время обучения награждайте ребенка за приложенные усилия, а не за окончание задания. Это противоречит традиционному подходу к обучению. Обычно в школах занятие заканчивается, когда ребенок его завершает. Однако хотя научиться завершению дел очень важно, многие дети не обращают внимание на качество своей работы. Очень часто ребенок кое-как дописывает упражнения в прописях, доделывает поделки, не обращая внимания на цвет или вырезание по линии, после чего получает подкрепление за то, что закончил что-то делать (работа ведь закончена!). Вместо этого, давайте попробуем придумать, как награждать ребенка за его реальные усилия. Например, каждый раз, когда ребенок правильно пишет одну букву в прописи, приклеивайте к этой букве звездочку. Когда у ребенка будет 8 звезд, можно завершить упражнение по письму. Возможно, в результате ребенку будет достаточно написать только одну строчку, либо написать два листа упражнений вместо одного. Если ребенок вышел за линию при вырезании, уберите этот лист и дайте ему другую фигуру, чтобы вырезать. Конечно, при этом нужно учитывать многие другие факторы — достаточно ли часто вы подсказываете ребенку, трудно ли ему выполнить это задание и так далее. Однако очень важно постоянно поощрять качество работы, вместо того, чтобы постоянно поощрять само ее выполнение.

 

  • Перестаньте говорить ребенку, что делать, вместо этого показывайте или помогайте ему. Очень часто, когда у ребенка возникают трудности с задачей, учитель подходит и повторяет инструкцию или даже перефразирует вопрос. Проблема в том, что понимание устной речи — это проблема большинства детей с аутизмом, так что не стоит полагаться на нее, чтобы объяснить новый материал или задание. Например, одному ребенку сказали отметить на графике, сколько у него кубиков разного цвета. Ребенок не приступил к работе, так что учительница подошла к нему, чтобы помочь. Она снова повторила инструкцию и начала задавать ему вопросы вроде: «Сколько у тебя красных кубиков? Где на графике цифра пять? Найди красный карандаш. Теперь закрась эту цифру». Хотя ребенок выполнял каждую из этих инструкций, он нуждался в постоянной помощи взрослого, чтобы продолжать работу. Ситуация изменилась, когда взрослый начал моделировать для него, что делать. Она указала на следующий набор кубиков и начала считать «один, два…» Ребенок сосчитал остальные кубики. Учительница взяла карандаш и поставила в графике точки, повторяя счет. Затем она дала ребенку карандаш и сказала: «Раскрась». Ребенок закрасил нужные квадраты. После демонстрации всей процедуры взрослому больше не нужно было помогать ребенку, который полностью самостоятельно сделал график для следующего цвета. Дети скорее научатся, когда что-то делают, чем когда слушают устные объяснения.

 

  • Не допускайте отсутствие ответа на поставленный вопрос. Очень часто учителя снова и снова повторяют вопрос, если ребенок не отвечает, после чего просто прекращают попытки. Это вполне понятно. Часто кажется, что другого выхода нет. В конце концов, а что вам делать, если вы поздоровались, а ребенок не сказал вам в ответ «привет»? Однако в каждом таком случае вы учите ребенка, что вас можно игнорировать. В поведенческой терапии считается, что ребенок должен быть успешен не менее чем в 80% случаев. Это значит, что если ребенок проигнорировал вопрос один раз, то в следующих четырех случаях он должен на этот вопрос ответить. Как же этого добиться? Один из способов — правильное использование подсказок. Например, если учитель спросил ребенка, что нарисовано на картинке, а ребенок не ответил на вопрос, то учитель должен повторить вопрос и тут же начать отвечать: «Чере…» Учитель даже может подсказать весь ответ целиком: «Кто на картинке? Черепаха». Может быть, ребенок и не смог сам назвать, кто на картинке, но он смог узнать кое-что еще более важное — если ему задают вопрос, ему придется на него ответить. А если ребенок все равно ничего не говорит? Значит нужно изменить формат ответа. Например, не просите сказать, кто на картинке, скажите ребенку: «Покажи черепаху». Опять же, ребенку необходимы подсказки, чтобы гарантировать, что он правильно ответит в 80-100% случаев. Учителя, которые начинают упрощать вопросы, меняют требования к ребенку и начинают чаще подсказывать, часто бывают поражены, когда их «безответный» ученик неожиданно делает большие успехи. 
  • Предоставьте ребенку право решать когда закончить занятие.
  • Повторяйте пройденное снова и снова.
  • Дети с аутизмом нуждаются не только в систематическом обучении навыкам, очень часто они нуждаются в систематическом повторении пройденных навыков. Повторение навыка не только помогает его сохранить, оно также поддерживает мотивацию ребенка, так как у него всегда есть возможность поработать над простыми для него задачами, а не только над новыми и сложными. Повторение пройденного должно планироваться и постепенно уменьшаться (и только тогда, когда ребенок продолжает демонстрировать навык). Например, если ребенок научился различать монеты разного достоинства, он должен поначалу практиковаться различении монет, как минимум, три раза в неделю. Если он продолжает правильно отвечать, то можно повторять монеты один или два раза в неделю, потом через неделю, а потом раз в месяц. Конечно, некоторые навыки ребенок будет осваивать быстрее, чем другие, и время между повторением пройденного тоже может увеличиваться быстрее.
  • В группе постарайтесь организовать ребенку безопасное место, где можно успокоиться. Научите ребенка понимать, когда нужно туда пойти. Это не наказание, а позитивная стратегия.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ГБУ РХ « Саяногорский реабилитационный центр для детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter