Печать

      Очередное археологическое путешествие совершили воспитанники Саяногорского реабилитационного центра в рамках проекта «Археолог и Я» - победителя грантового конкурса социальных проектов ОК РУСАЛ «Помогать просто». Ребята в краеведческом музее г.Саяногорска  изучали наскальную живопись и приняли участие в самой настоящей научной работе – эстампаже петроглифов. Руководитель проекта Наталья Симонова  рассказала, что древние петроглифы - это своеобразная огромная картинная галерея, разбросанная по всей территории нашей республики. «Боярская писаница», «Сулекская писаница», «Оглахтинская писаница», «Сундуки» - это неповторимое собрание древних петроглифов, памятник искусства изображений на камне.


На них изображены жилища, предметы быта, одежда, сцены охоты и религиозной жизни приенисейских народов тех лет. Наталья Симонова  продемонстрировала гостям  буклет с открытками «Сундуки», на которых они увидели на рисунках и боевые луки, и кафтаны с мехом, а также силуэт мифического животного, который встречается на стенах древних склепов Хакасии. Людей тагарцы изображали схематично, животных – контурно; наносили петроглифы техникой гравировки - с помощью острых предметов и молотка.  Самые распространенные образы среди наскальных рисунков - дома. Древние художники изображали и сибирские деревянные срубы, и юрты, характерные для кочевников южносибирских степей. Также ребята узнали, что Сулекская писаница является объектом культурного наследия федерального значения. Это наиболее крупный памятник на севере Хакасии. Как и большинство памятников, он постепенно разрушается. Одни из главных факторов разрушения - человек и природа. Но многие петроглифы удалось сохранить лишь благодаря ученым, которые выполнили их копии, либо, при возможности, срезали некоторые части. Так, например, строительство СШ ГЭС стало угрозой наскальным рисункам в зоне затопления. И если бы не копирование петроглифов перед затоплением Красноярского водохранилища историками и археологами, спасти наследие древних художников вряд ли бы удалось. А как же копировали наскальные рисунки? Наталья Николаевна рассказала всем присутствующим, что существует метод  переноса петроглифов – эстампаж. Эстампа́ж (от франц. estampages "оттиснутые")  – распространённый приём археологов для документирования петроглифов, перенос рельефного изображения путём накладывания на него листа бумаги и заштриховывания (затирания) выпуклостей. После знакомства с таким интересным приемом, Наталья Симонова  предложила ребятам стать учеными-археологами и изготовить эстампаж древних рисунков – способом переноса на кальку. Всем  были розданы доски с петроглифами, калька, карандаши, и ребятишки с азартом принялись за работу, старательно заштриховывая  рисунок. Когда увидели результат своего творчества, то ахнули не только дети, но и их родители! До чего же получилось здорово и похоже на оригинал! Наталья Николаевна напомнила, что эстампажи имеют самостоятельную художественную ценность и являются объектами музейного значения, которые могут экспонироваться на выставках. Она предложила изготовить рамочку на каждый эстампаж, и пожелала посетить все эти удивительные места, о которых шла речь и воочию увидеть древнее наскальное искусство. 

Еще фото...

                           Ольга Степанова,
педагог-организатор.