Праздник встречи Нового года у многих народов считается одним из наиболее важных и любимых. А когда же празднуют этот праздник по хакасскому календарю? Методист краеведческого музея г. Саяногорска Татьяна Попова познакомила  воспитанников  Саяногорского реабилитационного центра  с древним хакасским календарем «Муче» (двенадцатилетний цикл) и подробно остановилась на самом главном празднике хакасского народа -  Чыл Пазы или Голова Года. Это первый национальный праздник в Хакасии, символизирующий конец зимы и начало нового года, который хакасы дружно отмечают 22 марта. Ведущая подробно рассказала о том, что каждый народ создает свою систему летоисчисления, учета времени, времен года. В основе создания хакасского календаря выделяется три главных компонента: трудовая деятельность, связанная со скотоводством, поклонение окружающей природе и культ предков. По календарю осуществлялись хозяйственные работы, праздники, религиозные обряды.  


   Татьяна Савельевна продемонстрировала яркую и красочную презентацию, из которой ребята узнали,  что наибольшую популярность у современных хакасов получили два праздника - Тун Пайрам и Чыл Пазы. Оба были возрождены в недавнее время: Тун Пайрам в 1980-х гг., Чыл Пазы в 1990-х гг. В настоящее время они проводятся ежегодно и собирают тысячи людей. Чыл Пазы переводится как «голова года». В традиционном мировоззрении хакасов  этому следующее объяснение - «Голова года развернулась, голова змеи изогнулась». Это связано с тем, что змея  была символом времени, свернувшегося  кольцом. А еще ребята узнали, какое дерево считалось священным у хакасов. Это дерево -береза! По хакасским поверьям считалось, что ствол березы - это основной род, ветви - отдельные семьи, листья - члены семьи, а корни, уходившие в землю,  связывали род с предками. До наших дней сохранился один из самых известных хакасских обрядов «Хай Пазын» - повязывание цветных лент «чалама» на священную березу,  либо на «сарчын» - специальную священную коновязь. В Хакасии при обряде хай пазын используются три цвета лент: белый - цвет чистоты помыслов, красный - символ достатка и солнечного тепла, синий - связь с космосом и предками. Ленты чалама повязывают так, чтобы не перетягивать ветку дерева, поскольку она продолжает расти. 

   В конце мероприятия гостья по традиции пригласила всех присутствующих в краеведческий музей и этнокультурный комплекс «ЫМАЙ», чтобы  детки и родители еще больше узнали интересного о многовековой истории Хакасии, об обычаях, обрядах, праздниках и достопримечательностях родного края.  

 

Еще фото...

                                Ольга Степанова,
педагог-организатор.

 

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter