Печать

Молодцова Наталья Дмитриевна

воспитатель

МБДОУ детский сад

компенсирующего вида № 22«Почемучка»

МО г. Саяногорск

Театрализованная деятельность, несомненно, является средством коррекции речи у детей с ОНР», и средством раскрепощения детей с РАС.

Для того чтобы дети успешно преодолевали имеющиеся у них нарушения речи, необходимо найти путь, который будет способствовать раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одним из таких путей, на мой взгляд, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность детей.  Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Принимая в ней участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.

В настоящее время, в условиях инклюзивного обучения в группах появляются дети с различными отклонениями. Одна из таких категорий дети с РАС.

Они представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся разнообразными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями.  Ребенок с аутизмом испытывает выраженные трудности в использовании речи, координации, возможностей собственного голоса и управления телом. У таких детей, как правило, не сформировано чувство ритма, нарушена организация себя в пространстве, трудности в общении.      

Особенностью детей с РАС является нарушение коммуникации с окружающим миром. Конечно, близкие взрослые в состоянии наладить с таким ребенком межличностные взаимоотношения, которые станут важной частью его жизни. Однако социализация подразумевает нечто большее, чем отношения в семье, она включает и других членов сообщества.

Театральные занятия служат ребенку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, в чём ребенок на данный жизненный период нуждается, а также средством выразить себя именно на доступном ему уровне.  Занятия в театральной студии на это время становятся безопасной гаванью на его непростом жизненном пути.

Театральная игра не только проникает в жизнь ребенка, но и помогает ему быстрее адаптироваться к окружающему миру в результате двустороннего процесса коммуникации.  Вследствие чего реакции ребенка на окружающую обстановку и общение становятся положительными и обретают смысл.

Посредством упражнений и разминок по ритмопластике, сценической речи и сценического движения, педагог «подключает» к общению слуховое, зрительное и тактильное восприятие, а также двигательный контроль и способность осваивать пространство.

Такой театральный опыт помогает ребенку обнаружить в себе творческую силу, выразить себя через выступления на сцене.  Театральная игра      выводит ребенка из одиночества, учит общению с окружающим миром.

Детям с ОНР - театрализованная деятельность помогает решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. А использование ещё и сказочного сюжета - это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй, развивается диалогическая речь. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.

У детей же с РАС, требующих особого внимания, индивидуального и дифференцированного подхода, использование на занятиях коррекционно-развивающих и регуляционных упражнений, пальчиковых игр, импровизации, с использованием различных элементов сценического движения, ритмопластики, сценической речи положительно влияет на развитие адаптивно – социальных способностей, коммуникативных навыков и конечно же речи.

Занятия способствуют не только театральному развитию ребенка, но и развитию социальных навыков, с учетом особенностей каждого ребенка и его способности к общению. Например, сначала ребенок может действовать сам по себе – выполнять упражнение или читать стихи; затем ребенок начинает действовать вместе с другим человеком: выполняет спаринговые упражнения, участвует в сценке и театральной композиции, может играть вместе с учителем.  Эти шаги способствуют постепенному   общему развитию ребенка и его социальной интеграции.

Как правило, задача   руководителя театральной студии – сделать так, чтобы театральная группа работала примерно так же, как и обычные дети. Для ребенка с аутизмом это очень трудная задача. Поскольку одной из главных проблем ребенка коммуникативной группы, есть отсутствие его внимания, пребывание на «своей волне», специально подобранные упражнения привлекают внимание и организовывают относительную устойчивость процесса восприятия театральных приёмов ребенком.

Театральные занятия направлены на гармоничное выстраивание всех возможных взаимоотношений между ребенком и педагогом, между ребёнком и окружающим миром и органичное взаимодействие ребенка с собственными движениями, речью, голосом и пластикой. 

Я уже на протяжении двух лет занимаюсь этой работой с детьми с ОНР. Итогом или так сказать результатом намеченного периода обязательно становится инсценировка сказки или спектакля. Но сказка - это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих передо мной.

Вот лишь некоторые из задач, которые я успешно решаю в ходе работы над подготовкой театрализации и постановкой спектакля:

 Для детей с РАС, огромным достижением является участие в постановке небольших этюдов.

 В этом случае решаются такие задачи, как:

Естественно, вся эта кропотливая работа является «работой» только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, становится самостоятельной деятельностью детей. Роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке, и в спальне, и детьми-актёрами, и теми, кто пока не участвует, но бывает на репетициях.

Библиографический список:

  1.  Доронова Т. Н. Играем в театр,- М., Просвещение, 2004г.
  2.  Карпов Н. Уроки сценического движения, Париж, Акта,1999г.
  3.  Немировский, А. В. Пластическая выразительность актёра.    М., Искусство,1976.
  4.  Никитина А. Б. «Театр, где играют дети: Учебно-методич. пособие для руководителей детских театральных коллективов, - М., Владос, 2001г.
  5.  Рутберг, И. Г. Пантомима. Первые опыты. - М., Искусство, 1972г.
  6.  Станиславский К. С. «Работа актера над собой», М. А. Чехов. «О технике актера»,-М., АРТ, 2008г.
  7.  Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001г.