Когда мы говорим о самостоятельной деятельности детей, то подразумеваем, что ребенок сам способен осуществить выбор темы и техники изображения. Это становится возможным, если он уже овладел некоторым количеством изобразительных навыков и имеет опыт выражения себя посредством изобразительной деятельности. Из предложенных ему техник он сам выбирает, чем ему рисовать или лепить. Он может самостоятельно найти необходимые ему материалы в шкафу, принести их из дома или обратиться с просьбой к педагогу. Он умеет по своему выбору штриховать или закрашивать изображения, самостоятельно подбирать цвета для адекватного выражения настроения и состояния. Кроме того, он может экспериментировать, изобрести что-либо новое, неожиданным образом смешать краски или расположить персонажей. Таким образом, он наиболее полно выражает собственную индивидуальность.

 

Особый ребенок часто испытывает существенные затруднения в ситуации выбора, не говоря уже о том, что он может не владеть речью. Поэтому, чаще всего он осуществляет из предложенных педагогом вариантов темы, имеющихся материалов и немногих освоенных им техник изображения.

Сначала ребенку предлагают очень ограниченные возможности выбора. Например, выбор из двух заданий, которые ему очень нравятся и хорошо знакомы. Когда такой выбор перестает вызывать затруднения, становится привычным, возможности выбора нужно постепенно расширять. Предлагается большое количество заданий и вариантов их выполнения. Можно договориться о содержании занятия: «Что будем делать сначала, что потом?», «Как будем делать это?», «Что нам нужно для этого?». Другие ограничения диктуются лишь возможностями конкретного ребенка.

На занятиях ребенку всегда должна быть представлена возможность выразить себя доступными ему способами, даже если это выглядит как «каляки-маляки». Важно чтобы педагог внимательно относился к проявлению инициативы ребенка, ведь именно с такого момента начинается самостоятельная деятельность обычного ребенка. Задача педагога в том случае заключается в создании соответствующего контекста и оформления изображения в законченный зрительный образ. Например, если ребенок называет то, что он рисует, педагог помогает ему придать сходство изображению. Если ребенок не пользуется речью, педагог сам находит сходство и заканчивает изображение вместе с ребенком.

В самостоятельном рисовании особый ребенок, так же, как и обычный, может максимально выразить себя как личность, проявляя свой собственный интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществляя самостоятельно выбор изобразительных средств.

Использование широкого спектра изобразительных средств, различных материалов, приемов работы для творческого самовыражения ребенка.

Использование разных координации движений, материалов и техник всегда соотносится с особенностями ребенка, отвечает его возможностям и соответствует характеру изображаемого образа.

Например, брезгливому ребенку будет трудно лепить, особенно из мокрой глины и теста, рисовать руками. Не всегда ребенок может рисовать красками (нет координаций движений, не может удержать в руке кисточку, не попадает кисточкой в банку с водой). Есть дети, которым нельзя дать баночки с гуашью, иначе они их целиком используют за один раз, перемажутся сами и перемажут все вокруг, при этом не создадут никакой картины. Им лучше дать мелки или сухую акварель.

Ребенок с особенностями развития часто не может самостоятельно перенять творческое поведение и нуждается в обучении этому. Обучение включает в себя объяснение, демонстрацию с последующим закреплением сначала в совместном действии с ребенком, а потом и в самостоятельном действии. Обучая ребенка подражанию, педагог может сказать ему: «Сегодня ты будешь настоящим художником, сам выберешь краску и нарисуешь ею» или «Сегодня ты будешь придумывать, как это делают все художники» и т.п. При этом ребенок должен сам выбрать цвет или придумать тему, или закрасить лист и т.п.

В процессе деятельности особый ребенок всегда нуждается в эмоциональном подкреплении, в поддержании мотивации, в условиях, созданных специально для него.

Самостоятельность ребенка предполагает совершение пусть небольшого, несложного, но выбора. Ребенка с особенностями развития необходимо обучать такому выбору постепенно расширяя круг его самостоятельных проявлений.

Выбор особенно труден для аутичных детей. Эти дети, как правило, нуждаются в дополнительной стимуляции своих действий, в точных указаниях, чего бы от них хотели, в наличии образца поведения. Если они и проявляют самостоятельность, то в основном в сфере своего повышенного интереса к чему-либо.

Педагог не должен «забегать» вперед, совершая действия за ребенка, излишне опекая его, и обязательно должен хвалить ребенка.

Поощряя самостоятельность ребенка, очень полезно еще раз перечислить вслух поэтапно все, что он выполнил: «Ты сам взял маленькую кисточку и аккуратно закрасил домик, крышу одним цветом, а стену – другим. Какой ты молодец!»

Увеличение самостоятельных действий особого ребенка расширяет круг его возможностей и необходимо для его творческого самовыражения.

Результаты любых видов творчества, доступных ребенку с особенностями развития, практически бессмысленны, если не имеют отклика у людей и им не находится места в окружающей ребенка жизни.

Поэтому столь важно формирование среды, в которой будет востребовано такое творчество. Среда эта включает, прежде всего, тех, кто оказывает на ребенка основное влияние –его семью и близкое окружение. Необходимо обучать родителей совместному с ребенком творчеству и правильному отношению к ребенку в процессе этого творчества. Требования родителей должны быть адекватны реальным возможностям ребенка. Родителям надо научиться и бережной оценке результатов детского труда, даже если они не очень значительны, пониманию того, что у ребенка есть потенциальные возможности, которые никогда не проявляются сразу.

В процессе коррекционных и развивающих занятий необходимо поддерживать и стимулировать творческие проявления ребенка, развитие его самостоятельности, заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, способствующей его самовыражению и дающей красивый и достойный результат.

Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям.

                                                                                                      Тумашева О.И.,

специалист по реабилитации

 

 

                               

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter