Печать

Спицына Оксана Викторовна,

педагог-психолог МБДОУ д/с

компенсирующего вида «Орлёнок» 

города Абакана

Рождение ребенка-аутиста является большой трагедией для множества семей, особенно для матерей, которые берут ребенка на руки, а он кричит и пытается вырваться, а когда отстраняется, то успокаивается. Еще более сложный стресс испытывает мама, при варианте атипичного аутизма, когда ребенок до 3 лет развивался «нормально», а потом вдруг перестал контактировать, смотреть в глаза и вести себя неадекватно. Часто мама малыша переживает и увеличивает дистанцию между собой и ребенком для психологической комфортности ребенка, это расстояние постепенно увеличивается, и у педагога создается впечатление отстраненности родителя от ребенка. Также нередко родители, не знающие особенностей заболевания ребенка, начинают его наказывать, что является, как правило, стимуляцией к асоциальному поведению.

 

Переживание горя не заканчивается на постановке ребенку диагноза, а сопровождает родителей на протяжении всего жизненного цикла. Любое значимое событие — день рождения, новый год, начало или конец учебного года — всегда напоминают о состоянии ребенка. Родители детей с аутизмом постоянно живут в состоянии утрачиваемых надежд. По мере развития ребенка утрачивается надежда, что, может быть, диагноз был ошибочным. Некоторые родственники и друзья утешают, поддерживают, другие, наоборот, начинают избегать, потому что не знают, как себя вести. Это часто сказывается на отношениях между супругами.

Родители в связи с этим испытывают постоянное и непрерывное чувство печали и разочарования. Хроническая печаль изматывает человека, угнетает его, вызывает чувства безысходности и подавленности.

Асоциальное поведение детей с аутизмом оставляет родителям мало времени друг на друга. Доказано, что родители детей с аутизмом испытывают больший стресс, чем родители детей с умственной отсталостью или с синдромом Дауна. Следовательно, необходима поддержка специалистов на каждом этапе переживания заболевания ребенка и, несомненно, работа в команде в системе будет более продуктивной, когда родитель принял заболевания ребенка и психологически настроен на длительную работу.

И.Б. Карвасарская выделяет 3 типа семей, имеющих аутичного ребенка:

1-й тип – приспособившаяся или не замечающая собственных аутичных тенденций, и (или) не обозначающая аутизм как явление, – в такой семье родителям неизвестно слово «аутизм», они никогда не обращались за медицинской помощью, так как исходили и исходят из того, что у них вполне нормальный ребенок, только немного странный;

2-й тип – обозначающая аутизм в семье как явление, но противящаяся психиатрической инвалидизации наиболее аутичного члена семьи;

3-й тип – делегирующая одного из членов семьи как пациента в большую психиатрию, – в такой семье происходит полная инвалидизация наиболее аутичного члена семьи [2, с. 27].

В нашем детском саду наиболее активно применяются такие формы работы, как индивидуальное психологическое консультирование, беседа с родителями, работа специалистов в рамках анализа поведения детей, групповая – «Клуб для родителей». В настоящее время групповая форма работа функционирует как открытая группа, которую посещают родители детей с различными заболеваниями, отягощенными, в том числе, симптоматикой раннего детского аутизма.

Индивидуальное психологическое консультирование строится в зависимости от этапа переживания горя родителей. Для того чтобы родитель принял как данность информацию о том, что ребенок имеет особенности в развитии, он проходит все типичные этапы принятия болезни. Родители ребенка-аутиста испытывают сложные чувства, как если бы они потеряли любимого человека.

Принятие болезни родителями:

1. Шок и отрицание. 

2. Сбор информации по заболеванию.

3. Поиск решения проблемы. 

4. Повышенная активность в лечении (хаотичная деятельность). 

5. Отчаяние.

6. Принятие.

7. Солидарность.    

Психолог помогает пройти этапы для того, чтобы человек не застрял на одном этапе длительное время, направляет родителей в планомерном принятии заболевание ребенка, работает с чувством вины, агрессивностью, враждебностью, подавленностью, отчаянием и т.д.

Не следует забывать и про семенное окружение ребенка, близких родственников. В этой связи психологическая помощь осуществляется также для решения следующих проблем родителей:

1. Тяжелые переживания, стрессы, депрессия, ощущение потери смысла жизни и т.д., для решения которых нужна психологическая помощь и поддержка.

2. Дисгармоничные отношения в семье:

• жесткие ролевые позиции, препятствующие развитию не только ребенка, но и всех членов семьи;

• выраженная избыточная опека; противоречивость, непоследовательность в поведении по отношению к ребенку;

• значительные разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

• зачастую (особенно в неполных семьях) наблюдается сложившийся особый тип отношений между матерью и ребенком, который можно назвать «симбиотически-отвергающим» (сильная амбивалентная привязанность, при которой чувства отвержения сочетаются с ощущением сильной, почти физиологической близости).

3. Социальная самоизоляция семьи, поэтому они особенно нуждаются в общении друг с другом. Общение родителей между собой, совместные беседы с психологом помогают преодолеть разобщенность, дают возможность родителям почувствовать, что они не одни, позволяют сообща искать пути решения общих для всех проблем. В последующем такое общение может перерасти в формирование сплоченной группы родителей, реализующей социальные инициативы в области защиты и продвижения прав детей на образование и достойную жизнь.

4. Выраженная информационная депривация родителей, вызванная отсутствием или недостаточностью литературы по воспитанию и обучению детей с особенностями развития.

5. Потребность родителей в «передышке», хотя бы кратковременном отдыхе от тяжелейших обязанностей, они страдают от отсутствия помощи. Им необходима возможность хотя бы на несколько часов в сутки передать ребенка доброжелательному и надежному окружению.

Основные цели работы психолога – помочь каждому родителю найти внутренние ресурсы для решения своих проблем. Оптимизировать общение с ребенком. Развить у родителей доверие к своему ребенку, ослабить свой контроль, признать его способность к самоконтролю и ответственности. Научиться разделять свои потребности и потребности ребенка, не путать их. Во время принятия решений ориентироваться на состояние ребенка и на свое состояние, отслеживать и изменять привычные паттерны общения с ребенком, ориентируясь на изменение состояния ребенка. Снизить уровень тревожности и напряженность, убрать комплекс «плохой матери» [3, с. 37].

Мы работаем в рамках поведенческой коррекции, поэтому работа с родителями проводится при помощи прикладного поведенческого анализа и по основным направлениям психологической работы клинического психолога.

В этой связи, рекомендована работа в двух направлениях:

 

(поведенческий аналитик)

Эффективно 1 раз в неделю проводить психологическую сессию с родителями, а также функциональную поддержку, разбирая причины конкретного поведенческого акта ребенка и предлагая варианты реакций для родителей [1].

Психолог помогает справиться с эмоциональным состоянием родителей, предупредить личностные деформации.

Работа в рамках прикладного поведенческого анализа осуществляется для нахождения причинно-следственных связей поведения, например, вдруг без видимой внешней причины ребенок кричит, плачет, разбрасывает вещи. Внешняя причина не заметна, однако накануне мама поменяла скатерть на столе или показывают раздражающий рекламный ролик, хотя ребёнок вовсе не смотрит телевизор и т.д.

Анализ поведения позволяет определить причину и соответственно скорректировать поведение ребенка.

Важное значение для коррекции нежелательного поведения имеет диагностика. В нашем детском саду применяется наблюдение за деятельностью ребенка, в том числе и наблюдение, проводимое родителями в домашних условиях, а также беседа, где определяются особенности аутиста, с этой целью активно используем «Домашнее оценочное интервью» (Приложение 1).

Словестная работа с родителями прослеживается на всех этапах коррекции, например, индивидуально подбираем стимул, за получение которого малыш соглашается на выполнение инструкции специалиста. Таким образом, шаг за шагом мы выстраиваем подход к каждому аутисту.

Работа в системе и плотном взаимодействии с родителями позволяет построить работу с ребенком наиболее конструктивно.

 

Библиографический список

1. «Аутизм: современные методы диагностики и коррекции» // [Электрон. ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=qa0KxpjuWbo (дата обращ. 27.09.2015)

2. Карвасарская, И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М.: Теревинф, 2003. — 70 с.

3. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / под. ред. В.М. Соколова. – Владимир: Изд-во «Транзит-ИКС», 2010. – 132 с.