Киселева А. А.,

специалист по реабилитации

 

   Возрастная сенситивность - это «присущее определенному возра­стному периоду оптимальное сочетание условий для развития опре­деленных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сенcитив­ности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.»

     Иное дело - работа Марии Монтессори по данной теме, нисколько не уступающая академическим исследованиям по уровню достовер­ности результатов и абсолютно превосходящая их по уровню исполь­зования в реальной практике воспитания.

   Что же Мария Монтессори и ее истинные последователи говорят о сенситивных периодах в развитии детей от 0 до 6 лет?

   Сенcитивными периодами называют периоды особой восприим­чивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т. д. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с "космиче­ским планом" развития, сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.

   Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период.

   Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих спо­собностей.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов. Но, по мнению М. Монтессори, любой взрослый может, а точнее обязан:

  • знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естест­вом ребенка, которую искренне считает педагогикой;
  • наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенси­тивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сенси­тивного периода и подготовить соответствующую окружающую сре­ду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особен­но нуждается в данный момент.

   С этой точки зрения "подготовлен­ная среда" Монтессори-школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может пона­добиться для реализации любых его познавательных интересов.

У сенситивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

   Они универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, гео­политических, культурных различий и т. д.

   Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных про­грамм, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сенситивного периода совершенно не гарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком ре­жиме.

   Отсюда возникает принципиальная возможность функциональ­ной диагностики развития детей, т. е. определение индивидуальных ее особенностей с целью дальнейшей реабилитации этого развития.

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

  • более или менее медленным (пологим) началом, которое заме­тить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступ­ления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития";
  • этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или пла­то), который наблюдать наиболее просто;
  • более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные его момен­ты.

Перейдем к характеристике основных сенситивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.

Сенситивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появле­ния ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).

Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления.

В возрасте от 0 до 4.5 месяцев:

  • Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. На­помним, что в этом возрасте сознание ребенка еще не может выде­лить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделя­ется красная нить - речь.
  • Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачи­вать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит - существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к врачу. Ранняя диагностика развития ребенка, разработанная в Мюнхенском Детском Центре, позволяет спасти от неминуемой глухоты множество обреченных на нее детей.
  • Дети учатся подражать звукам.
  • В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата.
  • Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последова­тельности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около 1 года:

  • Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
  • Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, одна­ко, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2 - 2.5 лет происходит лавинообразное нара­стание словаря ребенка.

В возрасте около 1.5 лет:

  • Ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это пре­красный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику "приятно - неприятно" вместо "пра­вильно - неправильно". Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе "воспитания".
  • Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы язы­ка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматиче­скими нормами.

Отсюда следует два важных вывода.

Первый связан с категорическим запретом на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного "детского" языка. Наоборот, в этом воз­расте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда бо­лее ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше расска­зывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальней­шего речевого развития ребенка в билингвической среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем в норме мож­но быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не про­изойдет, и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последова­тельность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3.5 - 4 лет:

  • Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осоз­нанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.
  • Дети этого возраста живо интересуются символическим обозна­чением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шерша­вой бумаги и т. д.
  • Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4 - 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей (подробнее об этом - в следующем разделе).

Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и само­стоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого разви­тия. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо разли­чения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую необходи­мо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем. 

Сенситивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори. Вспомним ее известную фразу: "Истинная сущ­ность разума состоит в придании порядка" хаотичным впечатлени­ям, исходящим от окружающего мира.

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интен­сивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие эле­менты, которые нужны для последующего овладения окружающим миром".

Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, если вспомним, как сложно было менять привычный уклад жизни, привычные ориентиры "в связи с переходом к рыночной экономике". Но у нас была семья, профессияи проч., и это позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного.

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Можно сказать, что в даль­нейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведе­ния в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 - 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее - настоящую страсть к со­блюдению привычного для него порядка, громко выражая свое него­дование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2.5-лет­него ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа.

А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каж­дой из этих трех сфер.

1) Порядок в окружающей среде.

Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в следующем:

- В соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего - предме­ты в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основ­ным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная "подготов­ленная среда" (аналогичная той, которая формируется в Монтессори-школе), демонстрирующая культурно обоснованное соотноше­ние между предметами, вещами в быту.

Необходимо отметить, что ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэто­му необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте - даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требо­вать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще фор­мирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут роди­тели, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Кроме того, для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т. п.). Последствия такого стресса впоследствии обычно не проходят бесследно.

- Порядок в отношении людей к предметам.

И опять-таки желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом - есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т. д.

Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной креативности, перестать вольно обращаться с различ­ными вещами, предметами домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно стано­вясь "профессионалами" в воспитании собственного ребенка.

2) Порядок во времени.

Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.

Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход "внут­ренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон вре­мени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частно­сти, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихо­да и быть уверенным в их пунктуальности.

Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во време­ни - точнее, порядка в последовательности событий. Например, по­следовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребе­нок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно, если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтраш­нем дне!

3) Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать по­рядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

- Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Желательно, что они были обоснованными: в идеале -обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сенситивных периодов собственного ребенка, например), в реально­сти - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).

-  Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, рассте­лить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и проч.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрос­лому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну?") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.

-  Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

В заключение отметим, что уровень сформированности у ребенка "чувства порядка" является одним из основных критериев готовно­сти к Монтессори-дескому саду, да и к детскому саду вообще. Мы видим, что ответственность за это лежит на родителях и зависит оттого, насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуитивно или осознанно) при создании окружающей среды естественную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в Монтессори-группе ребенок, несмотря на профессиональную работу учителя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня "внутреннего порядка" (порядка в мыслях, поступках и т. п.).

В сложных случаях (отставание в развитии, педагогическая запущенность и т. д.) ребенку 3 лет и старше перед поступлением в Монтессори-группу необходимо пройти курс индивидуальной Монтессори-терапии, задача которой - подготовка ребенка к детскому саду. С помощью специальных методов Монтессори-терапевту удается мак­симально использовать "излет" уже прошедшего сензитивного периода.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Этот период в развитии ребенка описан не только в работах Марии Монтессори, поэтому мы сделаем лишь несколько специальных замечаний.

Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возмож­ны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-ма­териал предоставляет оптимальную возможность для этого.

С помощью специальной методики работы с сенсорным Монтес­сори-материалом развивается также «стереогностическое чувство» (термин Марии Монтессори), с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распознавать сущность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения (иногда в жизни это бывает необходимо). И тренировка этого чувства происходит, например, когда ребенок в полумаске пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры.

Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

На этот вопрос, в принципе, есть два ответа. Первый предполага­ет создание теоретической модели на основе среднестатистических, данных, воспользоваться которой в практике воспитания достаточно сложно: все дети - разные.

Второй ответ дает Мария Монтессори, и заключается он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском саду. Речь идет о так называемой "свободной работе" детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность.

Говоря проще, в условиях свободного выбора и при умении выби­рать (о чем должен позаботиться Монтессори-учитель) ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях Монтессори-учитель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его ак­туального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с со­ответствующим дидактическим материалом.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заме­тить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку условия для адекватного отреагирования интереса к мелким предметам. Например, с помощью специальных уп­ражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предме­тов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс анализа целого на состав­ные части, но и синтеза из этих частей целого).

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного обра­за жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.)

Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течении его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

Следует отметить, что естественное стремление ребенка много двигаться, безусловно, учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с дидактическим материалом. Например, место для работы с материалом выбирается достаточно далеко от полки, где он обычно хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

Другой пример - вторая ступень трехступенчатого урока по расширению словарного запаса, когда ребенку даются различные поручения, учитывающие его потребность в движении.

Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может отреаги­ровать в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которую отводит Мария Монтессори удовлетворению естественной потребности ребенка в двигательной активности.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2.5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и "ребята, которые в открытую курят на остановках". Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок под­ражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т. д.

Для овладения вежливыми формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни, которые описаны в работах Марии Монтессори и ее последователей.

В заключение, еще раз сформулируем основные выводы, который нам, родителям и педагогам, нужно помнить:

Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития.

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтомуособую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.

Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д.

"Подготовленная среда" и дидактический материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусст­венным, а создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка.

 

 

Последние новости

Спорт без границ (10 спартакиада)!

15.04.2024

Спорт без границ (10 спартакиада)!

    В Саяногорске завершилась 10 юбилейная  Спартакиада среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью  Спартакиады является...
Обзоры Минтруда России лучших практик субъектов Российской  Федерации по отдельным направлениям деятельности

27.03.2024

Обзоры Минтруда России лучших практик субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям деятельности

      Обращаем внимание специалистов и родителей! 1. Библиотека лучших практик Минтруда России, формируемая по итогам ежегодного Всероссийского конкурса профессионального...
Все начинается с семьи

27.02.2024

Все начинается с семьи

      Краеведческий музей - кладезь интереснейших экспонатов и историй, связанных с ними. В рамках проекта «Музей в чемодане»...
Есть такая профессия - Родину защищать!

22.02.2024

Есть такая профессия - Родину защищать!

      В  преддверии Дня защитника Отечества в Саяногорском реабилитационном центре прошло познавательно-игровое мероприятие «Есть такая профессия - Родину...
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter