Печать

 

Автор: Никольская О. С.

Материал подготовили: педагоги-психологи Белозерцева М.П., Буслаева Е.О.

Отмечены трудности адаптации к школьной жизни детей с аутизмом и сходными нарушениями психического и социального развития. Указывается на преимущества обучения таких детей в школе по сравнению с индивидуаль­ным домашним обучением. Обсужден вопрос о целесообразности организации специальных классов для обучения подобных детей. Обозначена роль психолога и педагога в обеспечении индивидуальной поддержки аутичного ребенка в условиях его совместного обучения с другими детьми. 

Аутизм и сходные с ним нарушения психического и социального развития встречаются достаточно часто, они могут быть не связаны впрямую с интеллектуальными возможностями, и ребенок с подоб­ными особенностями может появиться в любой школе. По сравне­нию с другими такие дети представляют особую проблему для учите­ля тем, что плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки; тем, что не умеют общаться с другими детьми на перемене, и т. д. Невозможность самостоятельно адаптироваться к неожиданным изменениям в режиме школьной жизни часто ставит аутичного ребенка под угрозу эмоционального срыва. 

Выход из этих трудностей традиционно видится педагогами в определении такого ребенка на индивидуальное домашнее обучение по программе, соответствующей его интеллектуальным возможнос­тям. При этом предполагается, что привычные условия родного дома позволят ему максимально использовать свою способность учиться.

Опыт, однако, показывает, что индивидуальное домашнее обу­чение не подходит такому ребенку прежде всего потому, что не способствует его социальному развитию. Для него важно не столько накопление знаний и освоение навыков, сколько приобретение возможности взаимодействовать с другими людьми, способность использовать свои знания и умения в реальной жизни. Обучение же в условиях дома лишь создает почву для вторичной аутизации такого ребенка.

Как правило, к школьному возрасту подобный ребенок уже мину­ет этап выработки наиболее жестких аутичных установок, самых серьезных аффективных проблем и начинает интересоваться другими детьми, желает стать таким, как они: хочет быть учеником, идти в школу. Это желание может угаснуть, если его вовремя не поддержать. Оставшись в изоляции, такой ребенок потеряет шанс получить опыт совместной жизни с другими людьми.

Школа нужна аутичному ребенку, может быть, больше, чем любо­му другому, но она и более трудна для него, чем для других детей. Вместе с тем, вопрос о целесообразности организации специальных классов для таких детей трудно решить однозначно. Очень многое говорит о том, что при обучении аутичных детей действительно тре­буется нестандартный подход. Учителю необходимо учитывать их особый темп работы, трудности организации внимания. Им нужно соответствующее устроение школьной жизни с тщательно продуман­ным функциональным пространством класса, рабочего места, устой­чивым порядком занятий. Само учебное здание должно быть струк­турировано для них так, чтобы дать им дополнительную опору в орга­низации учебного поведения.

По-особому должно строиться и речевое взаимодействие: ребенок может длительное время теряться при восприятии инструкции, и его собственные возможности развернуто изложить усвоенный материал могут длительное время оставаться ограниченными. Возможно также возникновение отдельных локальных проблем с освоением навыков письма или счета. Само содержание обучения в случае аутичного ребенка должно отличаться от обычного. Такой ребенок может прий­ти в школу, обладая отвлеченными знаниями по астрономии или греческой мифологии, но не знать самого простого — того, чему не приходится специально учить других детей: осмыслению событий обыденной жизни, пониманию своих близких, своего места среди других людей.

Реализовать такой специальный подход легче всего, конечно, в условиях специального класса для детей с аутизмом. Однако ограни­читься этим невозможно. Понятно, что при объединении детей с одинаковыми трудностями коммуникации, эмоционального и соци­ального развития возникают новые проблемы. Дети попадают в обед­ненную среду, они не могут видеть образцов естественного поведе­ния одноклассников, их реакций на происходящее. Кроме того, слишком хорошо организованная учебная ситуация не дает навыков жизни в обычном, меняющемся мире. К сожалению, трудно рассчи­тывать, что социализация произойдет сама собой: известно, что такие дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства. Можно сказать, что замыкание в этих удобных ребенку условиях, как и в случае ограничения условиями дома, может в определенной степени работать на его аутизацию.

Видимо, правильный подход должен быть комбинированным. Специальные классы необходимы для детей с наиболее выраженны­ми формами аутизма, наиболее тяжелыми трудностями организации учебного процесса. Вместе с тем, при малейшей возможности ребе­нок должен переходить к более естественным формам школьной жизни, к более разнообразным контактам с детьми, близкими ему по общему уровню развития, но не испытывающими столь серьезных трудностей в коммуникации. Однако каждый такой шаг должен обес­печиваться индивидуальной поддержкой психолога и педагога.

Основные направления подобной поддержки могут быть обозна­чены как помощь в осмыслении новой ситуации, в выстраивании новой линии поведения, во взятии на себя новой социальной роли, в отработке необходимых способов коммуникации и учебных навыков. Суть здесь в том, что эта помощь должна оказываться ребенку не для овладения знаниями и навыками впрок, а для создания инструмен­тов, необходимых ему для общения и обучения именно сейчас, в данной ситуации. В этом случае материал будет не только пассивно усваиваться ребенком, но и использоваться им для решения реаль­ных жизненных задач.

 

 

Никольская Ольга Сергеевна — канд. психол. наук, ст. науч. сотрудник, зав. сектором Института коррекционной педа­гогики РАО (119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1); эл. почта: nikos@glasnet.ru