Счастье

это когда тебя понимают!

Тарасенко В.В. , дефектолог ГБУ РХ

«Саяногорский реабилитационный центр для детей»

Актуальность проблемы «РДА» не вызывает сомнений, так как аутизм представляет собой комплексное нарушение в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость и в последнее время статистика говорит о том, что количество детей с таким диагнозом увеличивается.

Об аутизме много написано и много сказано. Много экспериментальных тактик и подходов в «лечении» аутизма. Но, к сожалению, все мы знаем, на сегодняшний день не существует способа «излечить» аутизм.

Аутизм не лечится, но он корректируется. Есть множество методов, которые способствуют обучению и развитию людей с аутизмом и могут оказать им огромную помощь. Благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм -общение с окружающими.У многих из этих детей задержка речевого развития.Все присутствующие здесь наверняка знают, как тяжело жить и работать с ребенком не способным к эффективному речевому общению.

Если взрослые не понимают, чего они хотят, начинается истерика, они ломают, портят предметы, причиняют боль себе и окружающим. Они не могут выразить свои мысли, желания словами и выражают их социально неприемлимыми способами. Как помочь такому ребенку?

В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Но важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают понимание.

Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам).

Все, наверное, слышали про карточки PECS.

PECSэто не просто название карточек с картинками, это СИСТЕМА по обучению навыкам коммуникации.

Систему общения с помощью обмена карточками-картинками работали доктора Лори Фрост и Энди Бонди и подробно описали в своей книге«Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS».

Эта система-одна из наиболее популярных для обучения детей с аутизмом, она позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.

Основная цель визуальных карточек - это дать ребенку возможность объяснить, свои желания, потребности, чувства, попросить, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует. Дает возможность общения с окружающими детьми.

У визуальных карточек PEKSмного преимуществ.

Это система обучения. Система включает в себя отдельные стадии по обучениюразличным навыкам: как выразить просьбу с помощью картинки, как отличатьодно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другоепомещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использоватьдругие функции коммуникации. На всех этих стадиях система моделируетустную речь и поощряет ее развитие.

Она делает акт коммуникации наглядным.Альтернативная коммуникация несводится к тому, чтобы просто что-то назвать или попросить. Она учит ребенкадля передачи сообщения найти нужное изображение, привлечь вниманиепартнера по коммуникации и произвести обмен изображения на предмет. Еслипартнер не возьмет изображение, то коммуникация не состоялась. Это делаетакт коммуникации наглядным. Передача изображения из рук в руки означает,что нельзя сказать что-то из другого угла комнаты и ожидать, что тебе ответятили нет.Коммуникация становится наглядной и более понятной.

Она обучает начинать коммуникацию самостоятельно. Для людей с аутизмомхарактерны трудности с инициацией действий. Многие из них будут сидеть иждать, пока кто-нибудь не спросит: «Чего ты хочешь?».

Использование карточек- самостоятельное начало коммуникации, и мы должныобучить ему детей. Мы специально создаем ситуации, когда ребенок захочетчто-то попросить. Постепенно ребенок учится самостоятельно начинать обменизображениями с партнером по коммуникации.

Она может уменьшить нежелательное поведение. Если ребенок имеетвозможность быть услышанным и понятым-проблемное поведение начинаетуменьшаться. Исследования указывают на то, что чем лучше у человека (саутизмом или без него) навыки коммуникации, тем меньше у него будетпроблемного поведения.

Ее очень легко понять.Картинку понять очень просто. Жестовый язык иустную речь некоторых людей бывает сложно разобрать, и это приводит кпостоянным ситуациям, когда человека не понимают. Картинки поймет ктоугодно (потому что мы используем подписи к каждой картинке) и где угодно.Это делает коммуникацию успешной и эффективной в разных местах иситуациях, что, в свою очередь, поощряет дальнейшее развитие коммуникации.Она может способствовать развитию устной речи. Многие родители опасаются работать с карточкамиРЕСS.

  • ребенок, используя картинки, будет странно выглядеть на фоне нормальных сверстников, других детей,
  • он будет лениться и вообще потеряет стимул развивать речь. Однако, использование карточек РЕСSне только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его — карточки служат визуальным стимулом для развития речи ребенка. Чем чаще ребенок общается с другими людьми любым способом, тем выше вероятность, что он освоит и устную речь.

Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками, и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще. Метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.

Ее применение постоянно расширяется.Когда ребенок научился совершатьобмен одной картинки на предмет, то его учат преодолевать расстояние допапки с картинками и до партнера по коммуникации. В рамках системыкоммуникация ребенка расширяется, когда его учат использовать не однукарточку, а доску с предложением, в результате чего он может описыватьпредметы, которые он просит, а затем и комментировать происходящее.

Она опирается на сильные стороны ребенка.РЕС8 это стратегия, основаннаяна зрительном выборе, она опирается на сильные стороны ребенка (навыкизрительного восприятия), чтобы развить слабые стороны (коммуникативныенавыки).

Детям тяжело воспринимать информацию на слух, учиться по устныминструкциям, а зрительное восприятие информации облегчает и обучение иобщение.

Она дешева. Хотя это и не главная причина использовать PECS, эта система нестоит дорого, карточки с изображениями и папку можно изготовитьсамостоятельно, а в наше время стало еще легче находить подходящиеизображения в Интернете или просто делать фотографии на свой мобильныйтелефон. Просто понадобятся канцелярская папка, распечатанные изображения,ламинатор и клейкая лента.

Ее эффективность подтверждена исследованиями. PECSэто один изметодов с подтвержденной эффективностью, которые вошли в отчет Национального центра профессионального развития по рекомендуемым методам помощи при аутизме в США.

У нас в стране этот метод тоже активно и успешно применяется.

Положительные результаты развития коммуникативных навыков наблюдались у детей в возрасте от двух лет. Отмечалось развитие речи у детей- аутистов в возрасте до 5 лет. Развитие спонтанной речи. Эти дети прекратили пользоваться карточками и пользовались только речью как единственной формой общения.

Исследования показали, что после начала работы с карточками РЕСSу детей снижается проявление неадекватного поведения, наблюдается улучшение социального поведения и положительные сдвиги в речевом развитии. При пользовании альбомом с карточками РЕСSповышается число произносимых слов и сложность речевых конструкций.

Использование системы не мешает развитию речи, а повышает вероятность развития или улучшения речевых навыков.

Не нужно сразу прекращать работать по карточкам, если ребенок начал говорить первые слова, это плохо отразится на дальнейшем развитии речевых навыков.

Отказываться работать по карточкам можно в том случае, если не менее 70% речи ребенка будет понято незнакомым человеком.

 

Бет СалцерАзароф писал, что данная система общения помогает детям с аутизмом преодолевать значительные препятствия в общении и жизни в социуме. Поведение, неадекватные ситуации проявляются у детей все реже, так как они приобретают способность к удовлетворению своих потребностей и желаний посредством общения при помощи карточек, а впоследствие, зачастую и речи.

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter