Радионова Елена Александровна,

логопед ГБУ РХ «Саяногорский

реабилитационный центр для детей»

Игровая деятельность представляется дифференциально–диагностическим критерием отграничением расстройств аутистического спектра от других состояний. Интересы детей, игры, фантазии оторваны от реальности. Игровая деятельность носит стереотипный характер.

Игра не выражена пантомимическим акцентами, лицо ребенка остается бесстрастным. Аутичный ребенок, находясь дома с родными или в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто он один. Играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.

Стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, другого пути просто нет. Надо принять это положение и на его основе выработать новое отношение к стереотипной игре.

У аутичного ребенка есть любимые игры, одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия.

Главные особенности таких стереотипных игр следующие: 

  • цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
  • в этой игре подразумевается единственный участник - сам ребенок;
  • повторяемость - ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
  • неизменность - раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
  • длительность - ребенок может играть в такую игру годами.

Выделим следующие положительные стороны стереотипной игры:

  • для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен;
  • если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.

Чтобы научиться использовать возможности стереотипной игры в занятиях, необходимо разобраться в ее истоках. Итак, почему аутичный ребенок часами повторяет одни и те же действия? Анализируя результаты наблюдений за ребенком в такие моменты, можно предположить, что для него ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же ребенок испытывает видимое удовольствие.

Эти два тезиса - наличие комфорта и переживание удовольствия - ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

На начальном этапе коррекционной работы с аутичным ребенком педагог лишь наблюдает за игрой, а затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво. Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернется от вас -уже хорошо.

Не торопите взаимодействие. По результатам наблюдений, разобрать структуру стереотипной игры ребенка(выделить цикл повторяющихся действий; прислушаться к бормотанию ребенка во время игры). Данные выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в его игре. Когда ребенок привыкнет к присутствию педагога, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Зная порядок действий ребенка, в нужный момент, подать ему ту или иную деталь, тем самым, обратите его внимание на ваше присутствие. Можно негромко повторить за ребенком его слова. В следующий раз использовать любимую игрушку ребенка, действовать также тактично и постепенно.

Цель данного вида работы - дать ребенку понять, что педагог не мешаетему играть (как обычно бывает), а даже может быть полезен. Этот этапнаправлен на завоевание доверия ребенка, потребует времени, усилий и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, - обычная в начале занятий с аутичным ребенком.

Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок начнет доверять, и педагог станет для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет предложение поиграть немножко по- другому.

Список литературы:

  1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педвгогическое воздействие. – М.: Владос, 2003.
  2. Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Издательство Московскогоуниверситетв, 1990.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи.- М.: Теревинф, 1992.
  5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способоы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004.
  6. Материалы фонда содействия решению проблем аутизма в России ВЫХОД // outfond.ru/
  7. Материалы сайта www. rosminzdrav.ru 
Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter