Кошевая Татьяна Семеновна,

педагог дополнительного образования,

МБУДО Центр детского творчества

МО г. Саяногорск

      Для человека, занимающегося вокальным творчеством, голос – инструмент, который необходимо развивать всесторонне. Это осуществляется проведением координированной работы голосоведения, артикуляции и дыхания, которое способствует общему укреплению вокального аппарата.

 

     Сегодня я хочу поделиться с вами теми дыхательными методиками, которые использую в своей работе с детьми. На протяжении своей педагогической практики длительные упражнения на дыхание не использую. Почему? Дело в том, что Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, который лежит в основе моей вокальной работы, уже предполагает наличие таких упражнений, которые требуют определенного вдоха и выдоха при их исполнении. Открою вам маленький секрет: все дети, поступающие ко мне в студию, проходят обучение более целесообразному дыханию, которое заключается в следующем:

Постановка корпуса, сидя на краешке стула:

  1. ноги на полу, спинка прямая;
  2. плечи расправлены, положить руки на живот;
  3. сделать резкий выдох на звук «ха», втянув живот;
  4. носом взять дыхание, намеренно выпячивая живот;
  5. выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы.

     Когда дети освоят это упражнение, усложняю таким образом: выдох происходит постепенно на счет от 1 до 15 и дальше – на развитие более продолжительного выдоха, используемого при пении длинных вокальных фраз.

        На первоначальном этапе, на каждом занятии желательно начинать перед разогревом голоса именно с этого упражнения, до тех пор, пока ребенок не научится диафрагменному дыханию. Когда этот прием уже закреплен, можно переходить к смешанному дыханию.

        Чтобы снять напряжение перед ответственным конкурсным выступлением нередко использую «методику рыдающего дыхания» Юрия Вилунаса, с которой я вас сейчас познакомлю.

        Отличительная особенность методики Юрия Вилунаса – ее исключительная простота и легкость в использовании, так как она максимально приближена к естественному механизму плача и заключается в том, что вдох и выдох осуществляется только ртом. А чтобы дышать правильно, постоянно обеспечивая в организме оптимальный газообмен 3:1, носовой выдох должен быть обязательно продолжительнее вдоха. [2,стр.17]

        Такая методика достаточно эффективна и может снять головную и сердечную боль, убрать головокружение, нормализовать давление, сахар в крови. Для снятия любого дискомфорта необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • вдох – ртом, поверхностный в 0,5 секунды;
  • выдох тоже ртом, спокойный до 1-ой секунды;
  • пауза – после выдоха не дышите ни носом, ни ртом, достаточно сдержанно считаете про себя «раз машина, два машина, три машина». А затем переходите на обычное дыхание.
  • При очень сильном стрессовом напряжении, депрессии рекомендуется выполнять методику имитации плача без слез с голосом (гудение, вой):
  • вдох – ртом, до секунды.
  • выдох – ртом, с голосом на звуки «а» и «у», варианты гудения: гудим на «а», пока приятно, как только становится не очень приятно – прекращаем гудеть и переходим на паузу;
  • пауза – не дышим ни носом, ни ртом 1-2 секунды, а затем снова делаем естественный вдох и гудим на «а». Такие гудения повторять столько раз подряд, сколько приятно. С появлением нежелания гудеть на «а», переходим на гудение на звук «у» по той же методике. При использовании голоса может появляться гримаса плача.

        Человек рождается со знанием лучшего способа дыхания, если положить ребенка на спину, вы увидите, как его животик постоянно поднимается и опускается, а грудь остается практически неподвижной. Он дышит животом, глубоким диафрагменным дыханием. С возрастом растет нервное напряжение и наши внутренние органы, в том числе и мышцы диафрагмы, начинают все больше и больше напрягаться. Поэтому дыхание переносится на верхнереберное, при этом мы используем легкие всего на 20 %, потому что дышим лишь их верхней частью. Техника дыхания по методу «бодифлекс» предполагает глубокое аэробное дыхание, при котором человек быстро вдыхает и с силой выдыхает, заряжаясь энергией. Для вокальной работы с детьми я использую пять этапов дыхания по методу «бодифлекс»:

  1. Выдохните весь воздух из легких через рот.
  2. Быстро вдохните через нос.
  3. Из диафрагмы с силой выдохните весь воздух через рот.
  4. Задержите дыхание и делайте втягивание животом на 10 счетов.
  5. Расслабьтесь и вдохните.

Данное упражнение способствует увеличению силы голоса, выносливости и объема легких.

На протяжении нескольких лет применяемые в вокальной практике методики развития дыхания дают положительные результаты: у воспитанников студии увеличивается сила и объем голоса, укрепляется иммунная система организма.

 

Библиографический список

  1. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса/ методическая разработка, составитель И.Трифонова – Санкт-Петербург 2000 г.;
  2. Иванов А. Рыдающее дыхание от 100 болезней. Изд.: АСТ ISBN: 2011 г.;
  3. Чайлдерс Г. Великолепная фигура за 15 минут в день/Пер. с англ. Е.А.Мартинкевич. - 8-е изд.- ООО «Попурри», Минск 2005 г.

 

 

Нашли ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter